«РЕГИОН-77» - ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ…»

«В профессиональном плане проект выглядел еще более не обычно, соединяя в себе несостоявшегося искусствоведа, офицера ПВО, электрика ЖЭКА и инженера НИИ…»

      К. Мишин
«Если меня пробьёт на что-нибудь такое - я уж лучше послушаю Ника Кейва, чем ваш «Регион»…
      Никита из Орехово

Краткая биографическая справка

Проект: «Регион- 77»
Место дислокации: Москва
Время создания: июнь 1997 г.
Время распада: сентябрь 1999 г.

Участники: А. Ионов (ex- «Огонь») - тексты, вокал; Экзич («Затерянные в космосе») - гитара, клавишные: Ал. Аронов («День Донора») - бас, И. Зинин («Боль Разлуки») - гитара, К. Иванов («ЗК») - ударные.
На разных этапах: С. Амелько («Б4») - ударные; А. Замятин - клавишные, С. Кабаков («ЗК») - гитара.
Музыкальные влияния: “Birthday Party”, N. Cave & the Bad Seeds, “Crime and the city solution”, “These immortal souls”, “Einsturzende Neubauten” ,“Element of crime” , Lydia Lunch, “Sonic Youth”, «Death in June”.
Концерты: 7 октября 1998 г., клубе «Балтика» (+ «День Донора» и «Карибский Кризис»), 10 января 1999 г., клубе «Даймонд» (+ «Decline» , “Zubow Sex Star”, “Нагуаль”, “Мать Тереза”), 23 апреля 1999 г. клуб «Золотая Лужа» (совместный концерт с группой «Боль Разлуки»).
Альбомы: 1. «Азбука Страха» 1998 г., 2. «Мутные воды каналов…» 1999 г.
Побочные проекты: «Карибский Кризис».
Альбомы: 1. «Х.. в Сраку» 1999 г. 2. «Куле-Бяка» 2000 г. 3. «Концерт в Обнинске» 2001 г.



А. Марченко: Вообще-то, общеизвестно, что «Регион - 77» возник, как это бы выразиться покрасивши, «на обломках одиозной группы «Огонь»…

Экзич: Правда мы всячески старались всячески откреститься от подобного родства, что у нас, как мне кажется, вполне получилось… «Огонь» к весне 1997 года полностью исчерпал себя идейно, и уж тем более музыкально… У нас с Сашей (А. Ионов) было желание играть что-то принципиально новое… Тексты и музыка для этого у нас были, бас нашли сразу (А. Аронов), а вот с барабанщиком были определенные сложности…

А.М.: Насколько я знаю, около года вы играли с барабанщиком «Б4», который никаким боком не подходил к эстетике проекта…

Э.: Да, это был тяжко… Приходилось буквально по такту объяснять, что и где играть… К тому же у него по жизни совершенно перевернутое самомнение… Хотя, я думаю а «Азбуке Страха» Серёжа (С. Амелько) выложился полностью, по крайней мере, сыграл минимально лишнего … Горьким пьяницей, в отличие от Сантима, я его назвать не могу…

А.М.: Однако, пара «лажовых» мест в барабанах на этом альбоме присутствует, что видно даже, как это выразиться… а вот - «невооруженным слухом»…

Э.: Как сказал бы Аронов, - могло быть и хуже… Кстати, это в полной мере относится ко всему альбому, учитывая сжатые сроки его записи и саму студию… За пультом сидели люди воспитанные, вообщем-то, на классическом харде, рок-н-ролле… «Дип Папл» там, «Слейд», «Статус Кво»… Это, как я понимаю, беда всех этих московских платных точек, студий - у людей в головах какие-то штампы великовозрастные… А самое главное, полностью отсутствует представление об, если так можно выразиться, андеграундных течениях, имеющих тоже, кстати, очень древнюю традицию, если условно брать за начало тех же «Velvet Underground» , Iggi… По моему скромному убеждению, в «андеграундной музыке» правильно отстроенный звук играет первоочередную роль, без него просто не заработают другие факторы связанные с восприятием… Объяснить это звукорежиссеру, который из Кейва слышал только «Where the wild roses grow» по радио, практически невозможно… Хотя, на «Азбуке…» некоторой отрешенности звучания мы все-таки добились… Писали и сводили всё очень быстро, почти без дублей, общее время работы над альбом часов пятьдесят по моему составило, не больше… В июне 98-го прописали ритм-секцию, остальное добивали в сентябре, октябре… Тут же отдали материал на «Хобгоблин», но они затянули с выпуском по своим объективным причинам, мы даже думали, что официально он никогда не выйдет…

А.М.: Да, насколько я помню, кассета вышла аж в январе 2000 года… Меня, честно говоря, странно удивил речитативный вокал, на концертах он был экспрессивнее…

Э.: Мы первый раз работали в студийных условиях, т.е. когда все четко слышно, не нужно перекрикивать инструменты и слышна каждая «лажа» в голосе… Вообщем, Саша, перешёл на речитатив там, где не был в себе уверен.. Общий результат это нисколько не испортило, вроде даже оригинальнее получилось, без «воплей и соплей»…

А.М.: Музыка писалась всегда совместно?

Э.: Да это не музыка вовсе была, а скорее некие музыкальные элементы, которые мы старались комбинировать под разными углами… Мы полностью отказались от мелодики как таковой, в соответствии с текстом вещи должны были звучать практически на одной ноте и очень примитивно. Гитарные партии всегда, в том числе и на записи, были полу- импровизационные, ходы для ритм-секции наоборот прорабатывались достаточно чётко… Что касается совместного творчества… Об этом всегда сложно судить… Много шло от меня и Саши - хотя, конечно, «Мертвую Куклу» придумал Аронов, большая заслуга в создании «Браунинга» принадлежит Илье, «Европейское Лето» - вещь совершенно совместная…

А.М.: Насколько я знаю, после записи «Азбуки Страха» вы и решили поменять барабанщика, причём решение это было принципиальное…

Э.: Ситуация было вроде того, что «низы не хотят, верхи не могут»… Это был небольшой кризис… Мы безрезультатно пробовали нескольких человек… В декабре 1998 знакомые из группы «Decline» предложили нам поучаствовать в «Post-Punk Party» в январе, и, следовательно барабанщик стал просто необходим… Именно для участия в этом мероприятии мы и подпрягли Кирилла (К. Иванов ). Вместе с ним на второй гитаре появился Илья Зинин - звучание стало более монотонным и тяжеловесным, песни резко удлинились, на гитары стали вешаться длиннющие реверберационные «хвосты», feed-back-и, не без влияния «Sonic Youth» конечно… Мощно мы стали звучать, скажу без лишней скромности, даже на нашем допотопном репетиционном аппарате…

А.М.: Вообщем, так и сформировался «золотой состав» «Региона»…

Э.: Да, если уж так говорить…

А.М.: А с концертами что у вас было?

Э.: Зная гнилую обстановку в большинстве московских клубов, мы не особо-то стремились играть концерты… Такая была четкая позиция, т.к. не удовольствия ни денег вся эта «клубная деятельность» не приносила. Ну, дебют мы, конечно, отыграли по всем законам жанра в «Балтике» 7 октября 1998-го… Не особо удачно - давно на публике не были, наверное, - одичали… Андрей Замятин, наш внештатный клавишник, очень комично играл на детском синтезаторе, Саша неожиданно для всей группы начал в «Смерти Демона» изрекать гневные панегирики про «ублюдка Козырева»,«угрозу Америки» и предсказывать бомбардировку Югославии… Все подумали, что мы очень политизированная группа, что было абсолютной чушью…

А. М.: Кстати, бомбардировка действительно состоялась вскоре…

Э.: Да, в этом гнусном мире всё действительно очень предсказуемо… Я как в то время в армии служил и встретил известие об этом в казарме… Под Москвой конечно (смеется)…
Вот, а потом был январь 1999-го, «POST-PUNK Party», занимательное такое мероприятие… Илья играл в тот день «Боль Разлуки», его временно заменил мой давний приятель С. Кабаков , наш тогдашний внештатный гитарист, а для Кирилла это, вообще, дебют был на публике… Всё было очень сыро, но энергично. Саша долбил железкой по подзвученной «детали» от старой барабанной установки , каждая вещь шла минут по десять - местный звукооператор натурально о.ул - мы не вписывались в регламент… Эксклюзивное было зрелище, жаль остались только бледноватые фотки на которых ничего и не видно вовсе…
Последний концерт состоялся в апреле, мы тогда и не думали, что он последний… Это был практически сольник, «Боль Разлуки» перед нами, которую я, кстати, считаю совершенно равнозначной командой, играли всего полчаса на очень плохом звуке… Мы лучше отстроились, там все от комбиков шло, а в соседнем зале - дискотека… Публика на концерт собралась интеллигентная, в хорошем смысле этого слова, в основном друзья, конечно… Долгий был для нас концерт - больше часа, на «бис» вызывали, Леша Самохин (лидер «Боль Разлуки») пел совместно в двух вещах, видео получилось удачное в плане звукоизображения - вообщем, имело место некая кульминация…

А.М.: Тем не менее, именно, именно после этого проект постепенно стал «сходить на нет», что закончилось предсказуемым распадом… Достаточно странно, не правда ли?

Э.: Ну, а если прояснить ситуацию… После концерта в «Луже» мы взяли своеобразный творческий отпуск - и в сентябре снова должны были приступить к детальным репетициям - записям новой программы… Но, сначала, как это водится, кончились деньги на запись, а потом всех резко потянуло в разные стороны, особенно далеко, конечно, Сашу…

А.М.: То есть, грубо говоря, он ушел в православие?..

Э.: В общем да, хотя это не совсем то, что обычно принято принимать за уход в религию… Он всегда считал себя православным человеком, очень трепетно к этому относился. Видимо в определенный момент времени Саша произвел некую самооценку личности. Заниматься «концептуальным рок-н-роллом» в нашей стране было и остается делом неблагодарным, тут надо быть человеком упертым и очень уверенным в себе… «Р-77» был проектом, конечно интересным, но не безошибочным- в текстах было много символизма, нарочитости, ритм-секция какая-то кондовая, музыкальная стилистика постоянно «шаталась».
А в целом… По большому счёту, мы относимся к таким людям, которые занимаются творчеством, дабы преодолеть жуткую дисгармонию с реальным миром, фактом своего существования как таковым… Выброс, выплеск энергии дает на время возможность избавиться от той жути, страха, и грязи которая образуется внутри и давит… В невыраженном виде этого может привести к очень печальным последствиям… Не я это придумал, это достаточно общее мнение, я просто лишний раз повторяюсь чтобы расставить все точки на i…
Когда обретается некоторая внутренняя гармония, творчество становится просто ненужным, или перетекает в совершенно другое русло… Если Саша обрел некую гармонию в себе через религию это не так уж плохо, по крайне мере лучше, чем через сидение целыми днями в конторе или героин… Он не стал клерикалом, сектантом или отшельником - у нас по прежнему спокойные ровные отношения при различном мировоззрении…

А.М.: А остальные участники стали ли бы записывать вторую программу?

Э.: Сейчас трудно судить об этом… Ну, скажем, Аронов в августе сел на полгода в тюрьму по НБПэшным делам, и, в связи с этим, участвовать в проекте не смог бы, даже если захотел… Илья с Кириллом еще в апреле организовали «Отчуждение» , где продолжают играть до сих пор. Во второй программе должны были присутствовать пару лирических, может быть достаточно традиционных вещей, играть которые они наотрез отказывались… Но все это можно было решить, у меня с Сашей была идея вообще писать новый альбом вдвоём, иногда привлекая для записи отдельных треков знакомых музыкантов, например Сашу Репьёва… Это было бы забавно… Вообще, очень жаль, что в студию не попали - вторая программа была более жизненной по текстам и экспериментальнее по музыке..

А. М.: И тогда в качестве второго альбома ты пустил в народ запись репетиций?

Э.: Совершенно верно, «Мутные воды каналов...»… Мы репетировали в художественной мастерской Анны Рочеговой на Якиманке - отличная была точка… Репетировать можно было хоть каждый день - правда, мы этим не страдали. Большинство репетиций прописывалось, но обычно качество записи был крайне низкое. После распада я нашёл в этом материале достаточно приличные версии - по крайней мере, настроение они передают четко… Насколько я помню, в компиляцию вошли практически все песни второй программы, кроме «Начала века» моего авторства…
Ещё был бутлег, состоящий из совершенно диких экспериментальных записей, включающих в себя, например, версию «Афганского Синдрома», исполненную в манере «BaD Seeds» и тому подобные хулиганства…

А. М.: На «Азбуке Страха» уже был записан странноватый ковер «Инструкции по Выживанию»…

Э.: Да, «Осенний Драйв» М. Немирова, красивая такая вещь… Все мы в свое время прошли через увлечение сибирским андеграундом, и отсюда такой знак уважения этой культуре… Жаль, что большинство однозначно талантливых сибирских людей либо умерли, либо деградировали - на это видимо «наложила руку» злосчастная российская действительность, а может упадок мировой культуры в целом…

А.М.: Откуда взялся «Карибский Кризис», и вообще как ты относишься к факту его существования…

Э.: В оригинале «Карибский Кризис» был проектом Д. Федорова и А. Ионова. Начался он в 1991 году, когда они писали абсолютно дичайшие дилетантские альбомы с неоспоримо вульгарным содержанием. Это было либо бренчание на расстроенных гитарах, либо использование каких-то примитивных синтезаторов, драм-машин и эффектов. Проект до 1993 выпускал «программы для внутреннего пользования», и потом, мирно распался…
Объяснение возникновения его в новом лице простое - с предельным натурализмом выразить циничные аспекты восприятия окружающей жизни. Его возрождение в мае 1999 года мы с Сашей задумали как пародию на «мировой рок». Было это в сквоте на Болотной площади, где тогда репетировал «Регион». Каждая песня. по идеи, должна была быть выдержана в определенном стиле - - рок-н-ролл, ска, блюз и т.д. Тексты были бытовые, пародийные и поначалу довольно вульгарные. Обычно, в таких случаях у нас вспоминают про «ДК»… «Карибский Кризис» - это проект «без руля и ветрил», он может возникать стихийно, играть в нем могут разные люди… Этим он мне нравится, после распада «Региона» я периодически возрождаю его, - в бункере НБП в апреле, последний раз в июле в «Компьютерном клубе города Обнинска»... Единственно, долго я этим заниматься не могу, так как постоянного пребывать в состоянии глумёжки скучно…

А.М: Альбомы даже какие-то есть…

Э.: Это так… Одним словом - записи… «Мир Праху» появился, другого слова не подберу, на Болотной без предварительных репетиций, в живую, без дублей. Писали на кондовый «совковый» микрофон, воткнутый в деку «Яуза»… По ходу догонялись белым вином, что особо печально отразилось на Серёже, который местами играет что-то совсем «не в дугу»… Вот…
«Куле-Бяка» - это сборник того, что мы случайно записали у Долотова на сессии «Региона», плюс мои записи с Шубиным ( бас-гитарист «Ожога») и Амелькой в мастерской на Якиманке осенью 1999 -го… На самопальной обложке изображена сильно препарированная Ира Ежова - певичка такая блатная… Кстати, у меня до сих пор нет собственной версии этой записи - где-то у Шубина болтается…
Ну, а «Обнинск» - это свежее… Реально новых вещей там нет, но в целом слушается очень весело…

А.М: Я думаю с «Карибским кризисом» можно добиться реальной популярности. В принципе, это чем-то похоже на «Ленинград», только у вас поизощренней и разноплановей.

Э.:Да, уж - реальный способ поднять бабла…(смеется) Может быть, действительно стоит на это пойти, хотя уж очень противно…


Интервью с Экзичем подготовил А. Марченко
Июль 2001