СИНЕЕ ПОДПОЛЬЕ... выпуск №2
(очерк о ряде московских андеграундных групп 90-х)
Непрерывность скуки
Проект "Ожог" принадлежит перу Кости Мишина
- тусовщика, коммерсанта, поэта, циника и футбольного фаната - всё в одном лице.
Задумывался еще в 92-93 годах. Первое реальное проявление - ноябрь 94-го, веселейший
концерт в Ставрополе на хэви-металлическом празднике.
Общая картина - Константин маловыразительно проговаривает свои стихи под коряво
сыгранный недо-пост-панк. Используется много чужих песен, цитат и стилизаций.
Барабанщик выбивает "рок и джаз", бас неуемно и неуместно импровизирует.
Картина эта не меняется годами. Иногда на второй гитаре играют приглашенные
музыканты - Экзич из дружеских побуждений или ещё кто (последний альбом - Дима
Шубин). Лучше от этого не становится - серо и скучно…
Жизнь современных доноров
Изначально "День Донора" - проект Александра
Аронова и его приятелей по району Русалёва и Кувшинова. Вместе пили, курили,
слушали "Нирвану" и учились играть, организовав в подвале собственного
дома репетиционную "точку". Последняя продержалась достаточно долго,
пока сердобольные соседи окончательно не закидали местные инстанции жалобами.
"Доноры" играли незамысловатую смесь пост-панка и гранджа, тексты
отображали "всеобщее остоебение", и, при этом содержали большое количество
привлеченных неадекватных образов, навроде "вассальный траур" и т.п.
Репетируя и наращивая технику друзья записали в домашних условиях два самопальных
альбома "Революция - это наркотик"(96) и "Диктат"(97).
Наступили плохие времена - база накрылась, Русалёв с Кувшиновым вдарили по "бабам,
детям и работам", Аронов стал играть с Сантимом, а также в амбициозном
проекте "Регион-77". За "Регионом-77" последовало участие
в панк-глум бэнде "Карибский кризис", с которым он поиграл и попел
блатнячок на трёх концертах ( хорошее число )…
В августе 1999 года Аронов сел на полгода в украинскую тюрягу по НБП-эшным делам.
За месяц до этого в Питере был отыгран безумный концерт, организованный местным
отделением партии. В ходе выступления "Дня" в составе Аронов, Экзич,
Амелько, по сцене кубарем катался удолбанный председатель местной парт-ячейки,
крушил стулья и орал что-то бессвязное (современный герой, бля!).
Пацанов из тюрьмы выпустили аж в январе 2000-го, и Саня со своим подельником
Юрой Макагоном замутили "новый День Донора". Результатом этого сотрудничества
стал альбом "Нечеловеческий фактор" (одно название чего стоит!), записанный
на компе Макагона. Альбом никто не выпустил, а жаль - запись вполне убедительная.
Летом 2001 презентовался очередной состав "ДД", слепленный из хорошо
знакомых нам личностей - Мишина, Шубина, Амелько. Группа зазвучала на удивление
прилично - две гитары всё-таки…
Последнее время Аронов все больше занимается виночерпием и политикой - на музыке
этот простенький коктейль отображается отвратительно. Вот уж действительно -
"революция - это наркотик на всю жизнь…"
"Быстрее, глубже, нежнее…"
Собственно, свет на изрядно нашумевший проект "Карибский
кризис" был мною уже пролит в материале "Регион 77-До востребования".
Оставалось лишь добавить некоторые детали за которыми я и обратился к известному
барабанщику этого и многих других коллективов С. Амелько. Вот что он мне поведал
в приватной телефонной беседе:
"Ну что собственно рассказать-то? Репетировали мы в 98-ом в сквоте на
Болотной, прямо напротив Кремля, было дело… Развалюха двухэтажная - до революции
там кабак был, потом какая-то мутная стройконтора. Наверху Тегин с Пономаревым
зажигали с грибниками, внизу мы - то есть "Регион","Доноры",
"Банда" иногда.
Обои там обхесанные были и поэтому на стены клеили плакаты с бабами, как работяги,
блин. Ну и все маргинальщину гнали постоянно, то есть про х.и, б…й, гудок, пидоров
и всё такое… Потом стали песни про это орать - Леший там, Экзич… Ну типа "На
вечеринке лучших друзей в сраку ты вдул подруге моей" или "Быстрее,
глубже, нежнее" - ужас, вообще! "Ленинград" практически, отдыхает…
Потом как-то вина попили и записали всё на поюзанную деку через один микрофон
-нам по х.ю было качество. Я вообще плохо помню - тогда ещё с Лошадью нажрался.
А через месяц сквот сломали - хорошо аппарат успели оттуда вытащить. Вот…
Потом ещё чего-то на Якиманке лабали, когда партейного в тюрьму посадили, а
Леший в бога ударился. Но там текста посерьезнее были - "черный юмор"
и про наркоту… У Долотова ещё несколько песен записали - там Леший пел, а меня
все чморили, хотя я играл нормально.
На концертах всегда весело было, не то что "Банда" или "Регион"
там... В Обнинске Аронов в трусах по сцена бегал, и орал "Завяли розы,
угасли грёзы…", а ещё в клубе "Как бы" играли у пидоров на Бауманской
- они тоже протащились. Такие вот дела…
А сейчас "Кризиса" вроде как и нету, хотя Аронов по пьяни часто "Женщину-медик"
поет, ну это там, где" слились они воедино под злобные песни Сантима".
"Лет водка ин!"
В 1996 году группа "Огонь" играла по 5-10
концертов в месяц. Баснословная надо сказать цифра - ни одна андеграундная команда
до сих пор не может этим похвастаться, тем более что за некоторые выступления
даже платили. (Ну, это вообще неслыханно!). В 1997 году у группы вышла полноценная,
красиво-цветастая кассета "Перекресток стихий" - тоже своего рода
достижение в плане промоушена.
Однако не смотря на эти результаты бурной деятельности фактически директора
и гитариста "Огня" К. Мишина, группа по прошествии времени кажется
абсолютно туфтовой и малоинтересной. Ну кого сейчас могут заинтересовать вычурные,
символистские тексты, положенные на корявый и плохо записанный пост-панк, да
еще и спетые "мимо денег"?
Одно ясно точно - лидер и автор текстов "Огня" Александр Ионов "Леший"
обладал недюжинным артистизмом и драйвом. На большинстве концертов он дико прыгал,
рычал, брызгал слюной и, размахивая микрофонной стойкой, крушил восторженных
зрителей. Глаза девушек непроизвольно начинали блестеть от вожделения, а руки
парней непроизвольно тянулись к бутылкам с пойлом. Вокальные способности и безобразный
аккомпанемент тут никакой роли не играли - на первом месте стояла дикость и
необузданность, появляющаяся в результате употребления горячительных напитков
до или непосредственно во время выступления.
Апогеем этой концертной деятельности стало выступление вкупе с Чёрным Лукичом
и Манагером в клубе "Калипсол", отснятое на видео аж с двух ракурсов.
Леший едва держится на ногах, Экзич прыгает как горный козёл, - на сцене бутылка
водки к которой все поочередно прикладываются. Народ, скачущий у сцены, протягивает
музыкантам пиво и самокрутки с травой - второй гитарист Лёша Марков, притаился
за колонкой, сосредоточенно раскуривается. После концерта он отрубается в вагоне
метро и у него крадут гитару, а один знакомый Лешего, возвращаясь с мероприятия,
засыпает на разделительной полосе Ленинского проспекта(!). Были ещё погром,
устроенный участниками группы на фестивале "Сибирский драйв" в ДКЖ,
махач с местными на сейшене в Твери, а также дебоширство в поездах при следовании
на гастроли.
Однако по прошествии двух лет существования "Огня" этот "кровавый
цирк" основательно приелся, и публика, одновременно с музыкантами, удивленно
воскликнула - "А, собственно, музыка-то где?". Её то как раз и не
оказалось…
Мишин ещё продолжал писать хвалебные статьи об очередном безобразии "Лешего
энд КО" и заряжать серии концертов, а внутри группы уже зрел заговор. В
стылом номере гостиницы "Наука" в по-ноябрьски сером и мрачном Питере
Леший и Экзич за чашкой чая(!) загораются идеей совместного проекта, в дальнейшем
воплощенного под названием "Регион-77". Но это уже совсем другая история…
А "Огонь" записывает на излёте альбом "Заживо" и распадается,
отыграв по всем законам жанра прощальный концерт 28 декабря 1997 года в театре
на Чистых Прудах.
"Дежурный по классу"
В году этак 1993 я был приглашен на квартирник, где вроде должен был участвовать
Ник или Анахата (точно не помню). Однако никто из обещанных гостей столицы так
и не появился и львиную долю времени мы слушали Мишина, нервно исполнявшего
собственные творения. Вслед за ним на импровизированную сцену (ха-ха, это на
квартирнике-то!) вышли трое молодых пацанов. Двое из них лупили по примоченным
через магнитофон "Электроника-302" гитарехам, извлекая совершенно
дурацкие звуки, а третий - по виду маленький и худой школьник болезненного вида
с копной взъерошенных черных волос, - дико выкрикивал под них текст "про
жирного буржуя-соседа, которого давно пора замочить". "Что за фигня!"
- удивленно воскликнули мы с приятелем и благополучно ретировались.
Как потом оказалось, это был практически дебют группы с одиозным названием "Лисичкин
хлеб" (вспоминая Пришвина). "Развёл, блин, Усов детский сад!"
- любил поворчать в то время Мишин.
Надо сказать, что будучи ещё школьники Захар Мухин и Дима Модель отличались
завидным упорством в достижении поставленных задач. Увлекшись в школе "Гражданью"
и прочей панкухой, они, подобно ленинским ходокам, дошли до личного общения
с ещё вполне вменяемым демиургом "Всемосковского патриотического панк-клуба"
и главным редактором самиздатовского журнала "Связь Времён". Тот,
по достоинству оценив тексты Боряна Покидько (третьего участника коллектива),
посоветовал им создать панк-группу "Лисичкин Хлеб" и выпускать собственный
самиздат-журнал "Подробности взрыва". Так и сделали, хотя особых музыкальных
талантов ни в ком особо не наблюдалось. Однако жажда залабать и проехаться по
мозгам аудитории пересилила.
Дабы облегчить себе музицирование ребята придумали простейшую гитарную настройку
- первые три струны строятся по "Ми", остальные - по "Си".
В результате получался этакий укрупненный риф, а зажимать аккорд можно было
одним пальцем. В общем Борян орал, остальные тупо играли условленные квадраты
- панк-рок, бляха-муха!
Б. Усов отрекламировал молодых дарований звукорежисеру Шульцу (был такой деятель
с домашней студией "а-ля Егор" в Сокольниках). Последний и записал
первые три программы "Хлеба" - первая называлась "Марш шагающих
экскаваторов" и включала в себя максималистскую версию хита "Помаши
крыльями" "Теплой Трассы" ("Хорошо бутылки собирать, называя
каждый день концом…").
Следует сразу отметить - тексты Борян писать умел. И впечатления подростка,
который из периода безоблачного детства окунулся в устрашающие джунгли взрослой
реальности на изломе двух эпох, передал весьма достоверно. Хотя мне больше нравились
более поздние тексты:
"Что это ностальгия, грусть, тоска?
Не долетают пули до виска
И повисают в тишине с звездой
Где все, что было - будет не со мной…"
("По улицам гуляют
сквозняки…").
Играть его сотоварищи так толком и не научились, хотя периодически участвовали
в каких-то мелкотравчатых концертах и записали с Боряном ещё пару альбомов.
"Подробностей взрыва" вышло два номера - надо сказать достаточно удачных.
Модель с Мухиным своевременно отмежевались от влияния Усова и КО, и попеременно
стали тусоваться в разных социально-культурных сборищах - ЗАИБИ, анархо-краеведы,
антифашисты, кинофилы (-веды,-маны, как их там), борцы за частоту окружающей
среды - вот весьма неполный список духовных исканий этих молодых людей.
"Хлеб" то существовал, то нет - постепенно Борян перестал считать
участие в группе чем-то серьезным и писал прозу со стихами для себя, то бишь
в стол. Не так давно он с отличием(!) окончил институт и женился, на данный
момент занимается наукой, а что сейчас делают остальные участники "Хлеба"
- мне неизвестно.
"Брежнев в опасности!"
С моей точки зрения "Брешь Безопасности"
не группа, а сплошное НЕДОРАЗУМение. Как-то Боря Рудкин (корифан Б.Усова) откопал
на какой-то тусовке Виктора Кульганека - голубоглазого паренька с милой мордашкой
(что говорится, бабам нравится). Витя вроде писал какие-то стихи и пел, а скорее
всего не делал ни того ни другого. Боря прогрузил нового приятеля модной андеграундной
идеологией и набором соответствующих музык. Вдохновленные на пару этим компотом
они решили сделать собственную группу, к ним примкнул и Мишин, который в то
время обоснованно считал себя начинающим бас-гитаристом. А было это в лохматом
92 году!
Играли какой-то бред - Кульганек бренчал блатными гармошки ("1-ый блатной",
"2-ой блатной", "лесенка"), Костя немилосердно дергал струны
на "Мизиме де Люкс", а Рудкин включал расстроенную гитару через ревер
с дисторшн и играл полный нойз. Тексты писал в основном Витя - ну и х…я же у
него получалось! На театр абсурда это было непохоже, так как делалось на полном
серьёзе и с пеной у рта, а до серьезного драматизма этот шизофреничный поток
сознания с нагромождением бессмысленных образов явно не дотягивал.
Группа отыграла считанное число концертов (в том числе на фестивале "Индюки
златоглавые", где зачем-то подралась с "Резервацией"), повергая
в недоумение андеграундный бомонд. На концерте в клубе НЧ (будущий Джерри Рубина)
К. Мишин запустил бутылкой в зрителей - круто!
Больше ничем особенным группа не отличилась. Потом начались "Ожоги",
"Еноты" и т.д., а Витя Кульганек, одно время потусовавшись в Питере
с какими-то наркомами, вплотную занялся бабами и работой. Последний раз я встретил
его года два назад в "Проекте О.Г.И." - слегка располневшего, пьяненького
и вполне довольного жизнью.
P.S. Все-таки одну хорошую вещь Кульганек написал - "Через пять минут Москва",
красивую и трогательную.
"Н.О.Ж." для фрейлин Суханкиной
С женщинами в московском паранормальном формейшене всегда было плохо. Большая
часть их часть не испытывала никакого желания тусоваться с закомплексованными
гениями подполья, пить дешёвый алкоголь и услаждать слух группой "Инструкция
по выживанию".
Таким образом, многим из этих самых гениев с жуткого бодунища постоянно грезились
некие героические Валькирии, которые прибудут и скрасят тем самым их безрадостный
досуг. Так как гетеры не спешили появиться, пииты были не прочь их и создать
посредством словотворческих излияний. Но текст есть текст, поэзия морально устарела
- необходимо рупор для донесения этих эманаций в массы под видом "проектов
с женским вокалом"!
Так и возник "Н.О.Ж". Усов, Борян, Рудкин
понаписали текстов, Модель с Мухиным нашли возможную вокалисту - Нату Суханкину
из путяги и стали учить её петь "панк-рок с человеческим лицом". Петь
она так и не научилась, зато научилась более менее попадать в ритм и вносить
в голос некие искренние интонации (такой знаете ли "25 кадр").
Затем к проекту незаметно примкнул Экзич, и как-то по пьяни разрулил знаменитую
хозяйку студии "МизАнтроп" Эвелину Шмелёву на запись "молодой
талантливой группы". В то время ещё не обремененная зарабатыванием денег
на звукозаписи, Эля охотно согласилась.
Записали первый альбом "Пена дней" как полагается часа за четыре.
По ходу процесса Эвелина горько пожалела о своём согласии, так как оказалось,
что НОЖ по её мнению "не петь не играть не умеют!". Вообщем-то, это
было не так далеко от истины - например, Борян не мог играть на барабанах с
педалью, и поэтому вместо бочки использовал большой том. Звукорежисерша матерно
ругалась, то и дело грозясь прекратить запись, выгнав незадачливых лабухов за
порог. Почему-то этого не случилось…
Ната Суханкина героически выстояла за стеклом аппаратной три часа, напев практически
весь репертуар "Н.О.Ж.-а" на пределе своих способностей. Довольная
тем, что этот кошмар наконец-то закончился, Эля молча указала всем на выход.
Парадокс в том, что через несколько дней прослушав "Пену дней", она
очень удивилась - несмотря на дилетантизм участников, в записи явно присутствовал
драйв, полностью отсутствующий и поныне в её перманентных звукорежиссерских
потугах.
"Пена" на "Ура!" пошла в народ, Суханкина спела на паре
квартирников, вызвав заслуженные аплодисменты. Ещё через пару месяцев она была
выгнана из группы "за блядство" - то бишь расшатывание строгих моральных
устоев в коллективе. Девочка очень расстроилась, так как находилась в полной
уверенности, что перед ней вскоре откроются все телестудии и радиоэфиры страны,
а ее выпихнули из команды за банальный флирт с каким-то гопником - оскорбленная
невинность.
"Н.О.Ж" сменил репертуар и двух вокалисток, Лену и Катю. Петь они
тоже не умели, но, в отличии от Наты, голоса у них были не такие симпатичные.
Альбомов НОЖ больше не записывал, а оригинал "Пену дней" был по доброй
традиции подполья, утерян. К 96 году проект тихо сошёл на нет.
"Не загадывай вперед
Жизнь - это маленький миг
И если кому-то не повезёт
Никто не услышит крик…"
("Пена
дней")
А. Марченко
продолжение следует!