Лаборатория бытийной ориентации #50

НАШЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Владимир Богомяков (25/06/02)

Я часто читаю странные книги и за это меня с детства ругают. Попала мне в руки одна со смешным названием "Наше положение". Издана в Москве, в 2000 году, Издательством гуманитарной литературы. Авторы книги - знаменитые люди: О.Седакова, В.Бибихин, С.Хоружий. Но есть и неизвестные мне А.Вустин, А.Ахутин, А.Шмаина-Великанова (удачно получилось, что у Шмаиной-Великановой двойная фамилия; была бы она просто Шмаина хуже бы звучало, а так - Шмаина-Великанова, будьте-нате). Название очень ленинское - сейчас расскажу вам, товагищи, ваше положение.

Какое такое, положа руку на..., наше положение? Конечно, оно должно быть, если мы претендуем на какую-никакую положительность, ибо положительность немыслима без того места, куда нас положили (поклали). Но здесь никак не отделаться вот еще от какого гаденького смысла: мы, как гувернантка, оказались в положении. Барину-то что - он уехал и сейчас в Петербурге, а мы - страдай... Часто, определяя свое расположение относительно власти, народонаселение со вздохом говорит: власти на нас положили (с полным прибором). Ну, положили - не наложили. Терпите, сердешные.

"Земля, земля, ты ешь людей, рождая им взамен \ Кастальский ключ, гвоздики луч и камень и сирень". Никакого урока из происходяшего и никакой морали не извлекается. Да и можно ли их извлечь? О.Седакова пишет в книге, что мораль происходит от слова "морить". С презрением она пишет о басне, когда мы вникаем в подробности происшествий, слога, характеров, но потом все это оказывается не важно, все это всего лишь что-то "значит", из всего этого следует извлечь моральный корень, а ботву выбросить. Но есть еще некая "художественная мораль", пишет она, врагом которой является посредственность. 90-е годы были как раз временем аморальным - моральные нормы просто не действовали, рабочий и крестьянка быстро мутировали в бандита и проститутку и эта трансформация далась им как-то поразительно легко. Если до 90-х годов национальная нетерпимость была, но она была стыдливой: на ушко так - "вон хачик пошел", то теперь, не стыдясь, во весь голос. Если раньше воровать нужно было потихонечку, то теперь - воруй, никого не стесняясь, если входишь в круг избранных, конечно. Так что противна и гадка внешняя мораль, но без морали - сто крат гаже. Что же касается "художественной морали", то главное наше художество, как ни крути - это наша жизнь: вот ее бы построить, чтобы людям вокруг тебя было весело и тепло, чтоб деревья и сыновья росли, чтоб искрилось все и сияло... А срифмовать "первомай" и "в натуре водки давай" каждый сможет.

Рассуждения о моральном выборе и связанных с ним проблемных ситуациях мы привыкли строить на упрощенном понимании этих ситуаций, когда добро и зло, хорошее и плохое ясно обозначены, легко идентифицируемы и для человека "нравственно воспитанного" не составляет особого труда осуществить свой выбор, тем более, если он будет вооружен определенной "этической технологией". И.Ильин в своей работе "О сопротивлении злу силою" хорошо говорит о том, что не может быть никаких общих правил борьбы со злом - это конкретное творческое задание, которое необходимо решать по своему разумению, полагаясь на собственные наблюдения, доверяясь своему духу, и обязательно исходя из любви и посредством любви. Добро - это тайна и бездна. Понять это - уже великое дело. Ну, а движение навстречу этой тайне и будет преображением.

Очень правильная и умная статья В. Бибихина о том, что глупо уповать на философию, глупо надеяться, что спасет она положение, сочинив новую какую-нибудь русскую идею. Конечно, философия не для организации жизни. Но постоянно звучит козляческое это - "философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Зачем? С другой стороны, выйти из положения можно и безо всякой философии, просто как ночью во двор - взять и выйти. Бибихин очень умно говорит, что философия - это прекращение хватки, которая все равно бесполезна. Философия имеет дело не с организацией вещей, а с ямой на дне человеческого существа. Способность умиляться миру, отпущенному с миром, - вот она, способность философии. Правильная очень, умная статья, только кто это рассчитывает на философию? Не знаем мы таких.

О.Седакова пишет о служении России: "... в России все, не только ученые и поэты, но и монахи-затворники, служили России. И вот что удивительно: страна, которой все ее жители самозабвенно служат, отложив прочее на потом, находя в этом свое первое и священное призвание, должна была бы стать самой счастливой, самой ухоженной страной в мире! И что же: там, где философ занят истиной, а не Германией, или живописец - светотеневыми эффектами, а не Францией, и никто не клянется, что и себя, и дар свой, и деток - как в сказке "Тараканище" - принесет в жертву Родине, там и страна получается покрепче и поопрятнее... Господа! Друзья! Вы не заметили - что-то не так у нас вышло с этим служением..." Какой вывод можно сделать из этих слов? Россия - это лишь некая фикция, мираж и, поэтому, служи ей или не служи - все едино. Только уж последний дурак с этим согласится. Другая может возникнуть мысль, что Россия - это какая-то надчеловеческая или вообще нечеловеческая реальность, существующая без людей и помимо людей. Однако, разумеется, это не так. Наверное, часто Россия другого служения хочет, нежели то, что ей предлагается. Она на каждого смотрит в его конкретности и хочет служения ни дуриком, ни для отмазки, а по-настоящему. Да и хочет ли она служения-то? Может, всего сильнее ждет она от нас искренней любви, а не формального исполнения долга.

О.Седакова напоминает, что странствия и болезнь - лучшие из дней нашей жизни.. Россия в странствии и болезни. Я в странствии и болезни. Как же мы счастливы!

Россия, как говорят, граничит с Богом. А другая граница с кем или с чем? Или только Бог вокруг, а больше и нет ничего? Дойдешь до любого столбика с надписью "Россия" и везде стоит Бог и смотрит на тебя. А больше и нет ничего: ни Америки, ни Китая, ни арабов. Только Россия и Бог.

Все вертится, кружится, крутится, мчится и летит куда-то, стремительно меняется и перетекает одно в другое. Неподвижно лишь Солнце любви, да дневная звезда дружбы. Остальное все - фигня.


источник: Топос