ЦВЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ КАК ИДЕАЛ
Владимир Богомяков (14/06/02)
Смерть явилась К.Н.Леонтьеву
в скотском образе "среднего человека". В.В.Розанов
писал о Леонтьеве: "Он ушел в монастырь от смерти, видя, что в данную эпоху
европейского и нашего развития всюду торжествует смерть, разложение, какой-то
отвратительный гнилостный процесс человека, умирающего "в пневмонии"
(его любимый пример), и задыхающегося в мокроте, которую неодолимо и неудержимо
выделяют его легкие". Золотая середина уже невозможна, а возможна серая
середина: космополитический сюртучок и интернациональный пиджачок. Личность
должна выламываться и проламываться через все барьеры и заграждения, но в этой
серой середине личность затухает и царит бесцветная гомогенная масса. В начале
30-х годов ХХ века тема усредненного человека пронзительно зазвучит у Хосе
Ортега-и-Гассета. Он напишет, как масса сминает все лучшее, непохожее, недюжинное
и личностное. Марксизм и фашизм исторически невыразительны, ибо они - творение
заурядностей. Средний человек гордится государством, безликим, как и он сам,
и знает, что именно оно гарантирует ему жизнь, удушив всякую социальную самодеятельность.
Козье племя, быдло харьковских рабочих окраин так ужаснули Эдуарда Лимонова
в детстве и юности, что он решил податься "в жиды, в пидорасы, в поэты,
лишь бы не нравиться вам" (М.Немиров).
Однообразие лиц, учреждений, мод, архитектуры городов, культурно-поведенческих
стереотипов в конце ХХ века стали настолько привычными, что способны вызвать
лишь добрую улыбку Д.А.Пригова, написавшего смешную статью "Визит
русского гения в Японию", где этот визит становится идентичен визиту
в любой другой мегаполис.
К.Н.Леонтьев презирал все, что не оттопыривается, никогда не садился посередине,
когда его спрашивали "как дела?" никогда не отвечал "да так,
средне", в школе плакал, когда просили определить среднее арифметическое,
среды, как дня недели, для него не существовало - он называл его "второй
вторник". Он даже песню придумал "Моя смерть стоит посередине",
да потом ее позабыл: слишком уж она показалась отвратительной. Что может противостоять
срединности? Леонтьев это, противостоящее смерти и середине, определил как "византизм".
В то время отзываться с похвалой о византизме - это был настоящий панк-рок.
Еще Чаадаев заклеймил византизм, как "дух рабства", а Герцен писал,
что "византизм - это старость, усталость, безропотная покорность агонии",
врагом его было "византизированно-немецкое самодержавие". Для либеральной
публицистики XIX века и "Византия" и "византизм" - все это
были бранные слова, синонимы азиатчины, косности, застоя, тупости, рабской покорности,
азиатского коварства и лицемерия. Да и Владимир Соловьев, признаться, отказывался
видеть в Византии хоть какие-то следы высшего духа. Леонтьев же свято верил
в то, что православие, греко-византийцами развитое, помимо сферы личной веры
имеет для России и культурно-государственное значение - просветительное, обособляющее
и утверждающее. Отчего, однако, появляется этот византизм, а не пресловутый
тезис о "православии, самодержавии и народности"? В данный термин
Леонтьев вкладывал все свое неприятие "розового", "сочиненнного"
христианства у Достоевского, достойного, как считал Константин Николаевич, Беранже
и Жорж Занд. Антитезу ему он видел в современном ему монашеском быте и укладе;
переполнявший Леонтьева сильнейший страх ("христианству мы должны помогать
из трансцендентного эгоизма по страху загробного суда") делал его веру
какой-то протестантской пессимистической верой, отвергающей все земное, как
скверное, лживое и недолговечное. Страх, переполнявший Леонтьева, был одновременно
страхом радости и он решительно "не понимал, что можно радоваться о Господе"
(прот. Г.Флоровский). Что же касается монашеского быта, то В.В.Розанов, оправдывая
"Братьев Карамазовых" от нападок Леонтьева, проницательно написал,
что, может, монашеству XIX века эта книга не соответствует, зато соответствует
монашеству IV-IX веков.
Византизм, по Леонтьеву, ведет к "цветущей сложности". Он считал,
что любой культурно-исторический организм проходит три стадии:
а) первичной простоты, первоначального младенческого состояния несформированности
внутренней структуры и нерасчлененной целостности;
б) цветущей сложности;
в) вторичного смесительного упрощения, стадии предсмертного существования, когда
выравниваются индивидуальные и социально-политические различия и сглаживаются
все крайности, распадаются структурные связи и происходит смесительное уравнивание
людей; за этой стадией следуют уже распад и гибель.
Когда Николай Константинович смотрел на Запад, где в XIX веке на повестке дня
стоял лозунг равенства всех и вся - лиц, наций, сословий, полов - то в этом
он усматривал признаки кризиса, болезненного упрощения, впадения в однообразие.
Он всей душей стремился удержать Россию от усреднения, от эгалитарно-либерального
упрощения. Идеал "цветущей сложности" мыслился как противоположный
идиотски-упрощенным либеральным представлениям о линейном прогрессе, обеспеченном
всесилием человеческого разума.
За образом "цветущей сложности" видится Древо Жизни, ветки которого
гнутся от плодов и цветов, гобзование щедрот, многоплодие и пестрое многообразие
культурных, политических, национальных и социальных форм. Однако, недаром В.В.Розанов
писал о "языческой чувственности" Н.К. Леонтьева: мир являет свою
сложность и свое многоцветие взгляду естествоиспытателя и врача, светлый лик
природности заслоняет собой "темный лик" церковности; если уж кто
приходит к церковности, то, по Леонтьеву, должен отворачиваться от цветущего
и светлого природного лика. Про языческую чувственность - это, конечно, сильно
сказано; тут другое: медицинский натурализм или романтический натурализм с бесстрастием
естественных наук; перенесение свойств природных объектов на общество; не ожидание
грядущего преображения мира, а завороженность витальностью natura naturans.
Здесь уже ничто не зависит от воли и характера людей: не соработничество с Богом
и даже не взаимодействие с природой, а некий "естественный ход истории".
В письме Розанову Леонтьев говорит про расхождение мерила эстетического и христианского;
он боится, что христианская проповедь должна уменьшить жизненное разнообразие,
что и христианская проповедь и европейский прогресс одинаково ведут к потускнению,
к блеклости, к прекращению "истории жизни".
Вокруг возникает, булькает, искрится постмодернистская пестрота и сложность.
Но на самом ли деле цветет вся эта сложность или же это мелькание калейдоскопических
картинок перед глазами?
Христос выше сложности и простоты, цветения и умирания. Но без него нет ни цветущей
сложности, ни простоты. Нет и бессмертия.
источник: Топос