АПРЕЛЬСКО-МАЙСКИЙ ДНЕВНИК
Владимир Богомяков (07/05/02)
14 апреля. День открытых дверей в университете, на факультете истории
и политических наук. Абитуриентов набился полный актовый зал, но на 90 процентов
– девчонки. Ну и ну!
15 апреля. Плюс 15! Во дворе огромными кучами лежит снег, но на одном
месте, где земля оттаяла, проклюнулось несколько маленьких ростков тюльпанчиков.
Птицы небесные поют на разные голоса. Чисто рай.
16-17 апреля. С удовольствием хожу на конференцию про постмодернизм и
судьбы искусства. В целом нравится. Варламова
вот интересная очень была пресс-конференция. Некрасов
здорово стихи читает. С литературоведами похуже: такую порой несут странную
нудятину... Ну, наверное, таковы правила игры.
18 апреля. Уставший и разбитый, в 7 часов вечера приехал (зачем-то)
на дискуссию на радио «Эхо Москвы». Ведущий – Отто Оттович Кох. Участники –
студенты двух вузов. Тема дискуссии очень размытая: про религию что-то. Не сказав
мне ничего, пригласили Игоря Борисовича Муравьева, пастора у адвентистов седьмого
дня. Думали, должно быть, что сделали ловкий журналистский ход – стравят нас,
а сами будут сидеть и, хихикая, потирать руки. Но не тут-то было! Игорь Борисович
– давний мой знакомец, к тому же мы симпатизируем друг другу. Скандала не получилось.
В конце передачи Отто Оттович поведал, что раньше он был атеист и мог сказать,
как Лаплас Наполеону, что в гипотезе о Боге он не нуждается, а вот теперь какая-то
вера во что-то порой у него появляется. Я предложил Отто Оттовичу называть себя
«атеист седьмого дня».
20 апреля. Проходила сегодня студенческая конференция . Я и еще два
человека с кафедры вели политологическую секцию. Среди прочих сделано было сообщение
и о современных политических анекдотах. Я вдруг подумал, что для меня политические
анекдоты закончились в 1991 году – перестали в коридоре подходить, брать за
рукав: «Хочешь, анекдот расскажу?» А как же те анекдоты, которые печатаются
в изобилии в газетах и журналах? Журналисты придумывают для трафика, то есть
не для трафика, а для тиража...
23 апреля происходило обсуждение на кафедре философии диссертации Мирослава
Бакулина о метафизике иконы. Диссертация написана была уже много-много лет
назад. Обсуждали ее тоже уже много-много раз. Никто не сомневается в том, что
уж кто-кто, а Мирослав, конечно, достоин кандидатской степени. Но все повторяется
как дурной сон: принято решение предложить Бакулину переписать работу другим
(более светским) языком.
26 апреля. Ходил в гости к знатному нумерологу Валерию Кочневу. Он рассказывал
мне много всего о числах, о том, как нечетное, лежащее в основании мира, задает
вектор конкретным процессам. Слушал и не понимал. То есть до какого-то момента
все понятно, а потом – хоп! – и вывод какой-то совсем как будто бы не отсюда.
Где-то очень далеко оказался Валерий от бинарных оппозиций.
1 мая. Посмотрел фильм Балабанова «Война», который меня очень взволновал,
несмотря на явные натяжки и отступления от «правды жизни». Герой фильма Иван
– из Тобольска; снят Тобольск, но как-то очень уж отстраненно. Я смотрел фильм
и думал: каким замечательным, таинственным и величественным можно было бы снять
Тобольск! Чеченский командир говорит Ивану: «Э, Иван, да ты горец!». Иван отвечает:
«Да нет, я на равнине живу». Тобольск, стоящий на высоком берегу Иртыша, никогда
мне равниной не представлялся. И, когда подъезжаешь к Тобольску, видишь: дорога
все выше и выше вверх идет...
2 мая. Великий Четверг. Ходили в кафедральный Знаменский собор на литургию,
а также на исповедь и на причастие – с Шапой, Е. Федотовым и И. Селивановым.
Людей было ужасающее количество; исповедовали трое батюшек и причащались у трех
Чаш, но все равно получилось очень долго. Шапа все время спрашивал, когда же
закончится литургия оглашенных, а она все не заканчивалась. Зато уж потом, когда
причастились, так стало хорошо, что и не сказать...
3 мая. Посмотрел по телевизору фильм Сергея Бодрова «Сестры». Фильм
неожиданно понравился: понравилось, что он безо всякого выпендрежа, история
рассказана простая и душевная. И хорошо, что в конце добро побеждает. Я люблю,
когда побеждает добро, потому что сам добрый и отзывчивый. И девчонки хорошие
играют...
К концу Поста стал приближаться к внутреннему Яр-Сале: становлюсь все спокойнее
и спокойнее и приобрел чудесную способность смотреть вполглаза любые фильмы
по телевизору, занимаясь при этом каким-нибудь делом, и не раздражаться, а благодарно
их принимать, как некие явления природы. Сегодня вот посмотрел кусочками фильм
«Желтый карлик» с Абдуловым в главной роли. Там суть дела в том, что Абдулов
(а он будто бы писатель был) на старости лет вдруг понимает, что люди-то все
обманывают друг друга: и жена – его, и он – жену, и он же – любовницу, и любовница
– его, и т.д. И эта мысль до глубины души его потрясает. А вот не был бы он
атеистом, знал бы с детства, что человек болен грехом и что людям свойственно
совершать нехорошие и неблаговидные поступки, в чем они потом и каются в церкви.
4 мая. В вечерних новостях по первому каналу телевидения сказали, что
в деревнях Тюменской области много долгожителей. Я тоже обращал на это внимание:
на юге Тюменской области есть населенные пункты, где люди живут долго. Один
из них – деревня Друганово.
А в Испании-то – передали – снег с дождем. Хреновая погода.
Кадр из кинофильма "Малхолланд драйв"
5 мая. Посмотрел фильм Дэвида
Линча «Малхолланд-драйв». Не очень-то подходящий фильм для просмотра в Пасху.
Фильм, конечно, лучше линчевского «Шоссе в никуда», который показался хуже некуда,
но гораздо хуже «Твин пикс» – лучшего из всего снятого Линчем. В «Малхолланд-драйв»
совершенно завораживающая музыка А.
Бадаламенти и прекрасные типажи, а в остальном... То же всепроникающее зло,
тот же карлик из параллельных миров; время, текущее вспять для отдельных персонажей;
переселение душ и вселение инфернальных сущностей. И, самое главное, непонятно
– а зачем все это? Какой во всем этом смысл?
Дочитал «Господина Гексогена». Книга действительно увлекательная и хорошо написанная.
Однако где-то на 306 странице происходит то ли поворот, то ли какой-то энергетический
спад, и роман начинает двигаться не туда куда-то... Это где про доктора Мертвых
и про то, что мертвое тело Ленина чего-то там герою навевает. Но это ведь во
всех книжках так. На самом деле, я не читал ни одного большого произведения,
сделанного на одном дыхании: как правило начало всегда интереснее конца. В «Гексогене»
же повествование после спада выравнивается, и в конце романа читаем самые сильные
сцены и самые лирические описания. Концовка, конечно, не пессимистическая: Избранник
оказался голограммой, а у Белосельцева остается потенциальная возможность перейти
от плохих чекистов к чекистам хорошим.
источник: Топос