ТРАДИЦИЯ, МЕТАФИЗИКА, ЧЕЛОВЕК (ЧИТАЯ РЕНЕ ГЕНОНА)
Владимир Богомяков (03/05/02)
Кто же такой Рене Генон – правоверный мусульманин или же мартинист-папюсовец?
Известно, что Генон принял ислам и женился на дочери египетского шейха – потомка
Мухаммеда по женской линии. На Востоке Генон известен как Абд-аль-Вахд-Яхья
и считается крупнейшим современным мусульманским теологом. Однако Генон не советовал
своим знакомым и читателям принимать ислам; во многих его работах есть слова
в защиту самых разных религиозных конфессий, что же касается ислама, то известно
геноновское его определение в качестве «наиболее доступной» формы сверхчеловеческого
Откровения. Доступность все-таки не совсем тот аргумент, на основании которого
принято совершать конфессиональный выбор. В молодости Генон являлся членом кружка
известного мага Папюса, из которого впоследствии выходит и всю жизнь посвящает
разоблачениям ложного эзотеризма. И Генон действительно является блестящим критиком
не только позитивизма, но и оккультизма. Парадокс состоит в том, что сам он
рассуждает совершенно в духе оккультизма, т.к. красной нитью проходит у него
через все сочинения мысль о том, что форма религии не столь уж и важна, и в
любой религии есть эзотерическое содержание, которое открывается посвященным.
Чтение Генона наверняка может доставить удовольствие поклонникам ясного и простого
изложения. Генон очень убедителен, когда говорит о «неспособности к метафизике
людей Запада», о беспорядке в мышлении современного человека. Это на самом деле
так: мы живем в мире, где перепуталось онтологическое и онтическое, где глубочайшие
символы воспринимаются в качестве пустых аллегорий, где трансценденталий просто
не обнаруживается, а религия зачастую понимается как форма морализаторства.
Указывая на фальсификацию (десакрализацию) слов и вещей в современном мире,
Генон хочет возвращения истинных смыслов. Деградация слов и вещей, по Генону,
есть результат целенаправленной разрушительной работы, коллективного внушения.
Одним из важнейших слов является слово «традиция», низведенное до чисто человеческого
уровня и ставшее синонимом обычая. Этимологически традиция есть все то, что
передается тем или иным способом. Так и полагает современная цивилизация Запада,
утратившая свою связь с Традицией. Теперь, с усмешкой говорит Генон, можно вести
речь о протестантской или революционной традиции. Главный же признак традиции
по Генону есть включенность в нее элементов сверхчеловеческого порядка (первоначально
не было ничего профанного и обыденного, и поэтому в процессе передачи главной
являлась не горизонтальная, но вертикальная составляющая; к тому же, профанический
взгляд способен различить лишь постоянную изменчивость, нестабильность, релятивность,
что делает бессмысленным сам процесс передачи). Тем не менее, следует добавить
к сказанному Геноном, что не все традиционное или традиционалистское – благо,
т.к. дьявольское есть тоже явление сверхчеловеческого порядка. Генон, трепетно
относясь к традиции, говорит о различных элементах общественной жизни, которые
в большей или меньшей степени сохраняют с ней связь. Но смысл Священного Предания
(Traditio) заключается не в формальных критериях, но в том, что оно должно открывать
людям Христа, стоящего за цепью Предания. Христос не может присутствовать «в
незначительной степени»: Он или есть, или же Его нет; человек может быть или
с Христом, или без Христа. Скажем больше: раз Христос – Бог, то Он может возникать
в любой точке человеческого существования, отвечая на порыв человеческой души
или помогая ей двинуться к спасению, и поэтому суть Священного Предания – Христос,
но Христос вне и выше каких бы то ни было традиций.
Генон презирает синкретизм, соединяющий элементы различной природы, – элементы,
не связанные на основе единого фундаментального принципа, а собранные чисто
«внешним» способом. Чаще всего, говорит он, такая «доктрина» группируется вокруг
парочки профанических идей, причем нередко это может быть идея эволюционная
(Блаватская и Штейнер часто упоминают «космогенез», т.е. эволюцию всего Космоса,
или даже «теогенез» – эволюцию Божественной реальности). По мнению Генона, синкретическим
методом создана «восточная традиция»: теософия, французская школа оккультизма
и другие современные эзотерические учения. Совершенно верно указывает Генон
на редукционизм синкретистов, стремящихся свести сложнейшие вещи к простым схемам.
Такой подход связан с игнорированием факторов сверхчеловеческого порядка, когда
любая доктрина предстает лишь в качестве результата самостоятельного умственного
усилия людей. Здесь же обычно идет в ход и теория единства человеческого разума,
согласно которой человек и его разум везде и повсюду одинаковы. Совершенно прав
Генон, когда разоблачает это ложное и антинаучное учение. Человек – не константа,
человек – не факт, но акт.
Синкретизму Генон противопоставляет синтез, который восходит, по его представлениям,
к принципам, представляющим внутреннее единство существования. И здесь, говорит
«каирский отшельник», мы приходим к действительному знанию о трансцендентном
единстве всех традиций. Однако Генон явным образом чего-то не договаривает:
существует единство верований и культов в том смысле, что их реки и ручейки
текут в океан Нового Завета (какие-то не могут достигнуть океана, теряются в
песках и болотах). Трансцендентное единство традиций слишком легко может быть
понято как их РАВНОЗНАЧНОСТЬ, но они далеко не равнозначны! Идея о такой равнозначности
может базироваться на смирении перед апофатической непроглядной бездной. Но
лествица катафатического богословствования важна ничуть не менее апофатического
момента: есть двуединый процесс нисхождения к нам Бога в энергиях и восхождения
к Нему человека в «соединениях», в которых Бог остается непознаваемым.
Генон со скрытым юмором сообщает, что разные дороги ведут к одной цели, но нельзя
передвигаться к цели одновременно по нескольким дорогам; нужно идти по одной
и не сворачивать: если скакать с дороги на дорогу, то можно вообще сбиться с
пути. (Нечто подобное произошло в свое время с Владимиром Соловьевым, перескочившим
с дороги православия на дорогу католицизма, а затем и вовсе решившим проторить
свой собственный путь). Все это здорово – про дороги, – но к сказанному Геноном
следует добавить: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен
путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь,
ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7, 13-14).
Но есть кто-то (Генон, несомненно, имеет в виду себя), кто ДОБРАЛСЯ ДО КОНЦА
и находится в точке пересечения всех путей. «Все пути для него одинаковы, т.к.
ведут к точке, в которой он уже находится.» Генон говорит, что человек этот
на горе, тогда как остальные – на склонах; он – в центре окружности; из этого
центра идет бесконечное множество дорог-лучей, связывающих центр с множеством
точек на окружности... Если вспомнить известную геометрическую притчу Аввы
Дорофея, то в центре окружности находился Господь. А кто другой может находиться
в центре окружности?
• Islam.Ru, Новые мусульмане (Рене
Генон)
• Рене Генон, "Обычай
против традиции"
• А.Г. Дугин, "Пророк
Золотого века"
источник: Топос