Лаборатория бытийной ориентации #40

ТРАДИЦИЯ, МЕТАФИЗИКА, ЧЕЛОВЕК (ЧИТАЯ РЕНЕ ГЕНОНА)
Владимир Богомяков (03/05/02)

Кто же такой Рене Генон – правоверный мусульманин или же мартинист-папюсовец? Известно, что Генон принял ислам и женился на дочери египетского шейха – потомка Мухаммеда по женской линии. На Востоке Генон известен как Абд-аль-Вахд-Яхья и считается крупнейшим современным мусульманским теологом. Однако Генон не советовал своим знакомым и читателям принимать ислам; во многих его работах есть слова в защиту самых разных религиозных конфессий, что же касается ислама, то известно геноновское его определение в качестве «наиболее доступной» формы сверхчеловеческого Откровения. Доступность все-таки не совсем тот аргумент, на основании которого принято совершать конфессиональный выбор. В молодости Генон являлся членом кружка известного мага Папюса, из которого впоследствии выходит и всю жизнь посвящает разоблачениям ложного эзотеризма. И Генон действительно является блестящим критиком не только позитивизма, но и оккультизма. Парадокс состоит в том, что сам он рассуждает совершенно в духе оккультизма, т.к. красной нитью проходит у него через все сочинения мысль о том, что форма религии не столь уж и важна, и в любой религии есть эзотерическое содержание, которое открывается посвященным.

Чтение Генона наверняка может доставить удовольствие поклонникам ясного и простого изложения. Генон очень убедителен, когда говорит о «неспособности к метафизике людей Запада», о беспорядке в мышлении современного человека. Это на самом деле так: мы живем в мире, где перепуталось онтологическое и онтическое, где глубочайшие символы воспринимаются в качестве пустых аллегорий, где трансценденталий просто не обнаруживается, а религия зачастую понимается как форма морализаторства. Указывая на фальсификацию (десакрализацию) слов и вещей в современном мире, Генон хочет возвращения истинных смыслов. Деградация слов и вещей, по Генону, есть результат целенаправленной разрушительной работы, коллективного внушения. Одним из важнейших слов является слово «традиция», низведенное до чисто человеческого уровня и ставшее синонимом обычая. Этимологически традиция есть все то, что передается тем или иным способом. Так и полагает современная цивилизация Запада, утратившая свою связь с Традицией. Теперь, с усмешкой говорит Генон, можно вести речь о протестантской или революционной традиции. Главный же признак традиции по Генону есть включенность в нее элементов сверхчеловеческого порядка (первоначально не было ничего профанного и обыденного, и поэтому в процессе передачи главной являлась не горизонтальная, но вертикальная составляющая; к тому же, профанический взгляд способен различить лишь постоянную изменчивость, нестабильность, релятивность, что делает бессмысленным сам процесс передачи). Тем не менее, следует добавить к сказанному Геноном, что не все традиционное или традиционалистское – благо, т.к. дьявольское есть тоже явление сверхчеловеческого порядка. Генон, трепетно относясь к традиции, говорит о различных элементах общественной жизни, которые в большей или меньшей степени сохраняют с ней связь. Но смысл Священного Предания (Traditio) заключается не в формальных критериях, но в том, что оно должно открывать людям Христа, стоящего за цепью Предания. Христос не может присутствовать «в незначительной степени»: Он или есть, или же Его нет; человек может быть или с Христом, или без Христа. Скажем больше: раз Христос – Бог, то Он может возникать в любой точке человеческого существования, отвечая на порыв человеческой души или помогая ей двинуться к спасению, и поэтому суть Священного Предания – Христос, но Христос вне и выше каких бы то ни было традиций.

Генон презирает синкретизм, соединяющий элементы различной природы, – элементы, не связанные на основе единого фундаментального принципа, а собранные чисто «внешним» способом. Чаще всего, говорит он, такая «доктрина» группируется вокруг парочки профанических идей, причем нередко это может быть идея эволюционная (Блаватская и Штейнер часто упоминают «космогенез», т.е. эволюцию всего Космоса, или даже «теогенез» – эволюцию Божественной реальности). По мнению Генона, синкретическим методом создана «восточная традиция»: теософия, французская школа оккультизма и другие современные эзотерические учения. Совершенно верно указывает Генон на редукционизм синкретистов, стремящихся свести сложнейшие вещи к простым схемам. Такой подход связан с игнорированием факторов сверхчеловеческого порядка, когда любая доктрина предстает лишь в качестве результата самостоятельного умственного усилия людей. Здесь же обычно идет в ход и теория единства человеческого разума, согласно которой человек и его разум везде и повсюду одинаковы. Совершенно прав Генон, когда разоблачает это ложное и антинаучное учение. Человек – не константа, человек – не факт, но акт.

Синкретизму Генон противопоставляет синтез, который восходит, по его представлениям, к принципам, представляющим внутреннее единство существования. И здесь, говорит «каирский отшельник», мы приходим к действительному знанию о трансцендентном единстве всех традиций. Однако Генон явным образом чего-то не договаривает: существует единство верований и культов в том смысле, что их реки и ручейки текут в океан Нового Завета (какие-то не могут достигнуть океана, теряются в песках и болотах). Трансцендентное единство традиций слишком легко может быть понято как их РАВНОЗНАЧНОСТЬ, но они далеко не равнозначны! Идея о такой равнозначности может базироваться на смирении перед апофатической непроглядной бездной. Но лествица катафатического богословствования важна ничуть не менее апофатического момента: есть двуединый процесс нисхождения к нам Бога в энергиях и восхождения к Нему человека в «соединениях», в которых Бог остается непознаваемым.

Генон со скрытым юмором сообщает, что разные дороги ведут к одной цели, но нельзя передвигаться к цели одновременно по нескольким дорогам; нужно идти по одной и не сворачивать: если скакать с дороги на дорогу, то можно вообще сбиться с пути. (Нечто подобное произошло в свое время с Владимиром Соловьевым, перескочившим с дороги православия на дорогу католицизма, а затем и вовсе решившим проторить свой собственный путь). Все это здорово – про дороги, – но к сказанному Геноном следует добавить: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7, 13-14).

Но есть кто-то (Генон, несомненно, имеет в виду себя), кто ДОБРАЛСЯ ДО КОНЦА и находится в точке пересечения всех путей. «Все пути для него одинаковы, т.к. ведут к точке, в которой он уже находится.» Генон говорит, что человек этот на горе, тогда как остальные – на склонах; он – в центре окружности; из этого центра идет бесконечное множество дорог-лучей, связывающих центр с множеством точек на окружности... Если вспомнить известную геометрическую притчу Аввы Дорофея, то в центре окружности находился Господь. А кто другой может находиться в центре окружности?

Islam.Ru, Новые мусульмане (Рене Генон)
Рене Генон, "Обычай против традиции"
А.Г. Дугин, "Пророк Золотого века"



источник: Топос