Лаборатория бытийной ориентации #20

ФЕВРАЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
Владимир Богомяков (19/02/02)

Меня не уважают даже собаки. Скорее всего, они считают меня каким-то неопасным монстром, которого временно назначили им в начальники. Они по-простецки ставят на меня передние лапы. Иногда беззлобно надо мной подшучивают. Когда пробираемся по глубокому снегу, Паша обхватывает лапами мою ногу, чтобы мне труднее было идти..

Встретил жену Андрея Анисина Свету. Она рассказала, что Бакулин отказался в журнал писать, т.к. "дух не тот". Так, каким мы духом журнал наполним, такой и будет. Еще, говорит, не стал писать, т.к. матерятся на форуме. Ну я, положим, не матерился -- только один раз обозвал Шапу "мудозвоном" в ответ на то, что Шапа посчитал мою позицию "гордыней и мудозвонством". Шапа так сильно смеялся, что, говорит, испытал сатори.

Приехал в Строительную Академию. Дамы спрашивают у меня: "Вы что, болеете"? "Почему болею"? "А что это у вас за коричневое пятно на щеке"? "Да это я щеку отморозил". И тут вошел Николай Геннадьевич, одутловатый весь и набрякший. Сказал: "А вот я болею! Вчера кран потек, пришлось вызвать слесаря. Вот и пили с ним почти всю ночь".

11 вечера. Сижу, работаю. На улице безлюдная тишь, фонарь светит. Дай-ка, думаю, выпью бутылку пива. А у меня давно в холодильнике стояла бутылка пива "Три медведя". Взял и выпил.

Невозможные утренние передачи одного из тюменских каналов. Косноязычные юноша и девушка сидят в комнате цвета детского поноса на высоких стульях для бара и маловразумительно отвечают на вопросы телезрителей. Юношу спросили, как бороться с похмельем, а он рассказывает, как нужно пить, чтобы не опьянеть. Девушка сказала, что самое романтичное в Тюмени место -- это загс. Кто бы сомневался!

Идея написать роман про человека по фамилии Бабунов. Он был настоящий фанат кино -- знал всех актеров и режиссеров, кто и где играет. И поехал он поступать во ВГИК (дело было при социализме еще) и -- срезался. От этой неудачи Бабунов немножко тронулся умом, прожил странную и уединенную жизнь и создал кинематографическую философию. В ней выражение "Жизнь моя -- кинематограф" -- приобретало поистине онтологический смысл. Телесность наша есть лишь движущаяся картинка на экране; пустое пространство зала-космоса отделяет нас от кинопроектора. Показывают же всегда некую кинопленку. Существенно значимыми для кинематографической онтологии оказываются понятия "зритель", "сценарий", "кинозал", "билет", "ряд и место", "отличная пленка", "попкорн и кока-кола". И вот роман именно о том, как он создавал свою философскую систему.

Днем я прилег отдохнуть и неожиданно уснул на короткое время. Тем не менее, приснился сон: я пришел к В.Г. Белинскому, причем Белинский сам на себя не похож, но я знаю почему-то, что это именно Белинский. Белинский похож был, скорее, на бухгалтера какого-то и очень сильно ругался. Он, красный весь от злобы, размахивал кулаками и кричал: "Хрен вам! Не дождетесь! Накося, вот, выкуси"! А я его все успокаивал, мол, нормально же все, что уж такого особенного случилось, не переживайте, Виссарион Григорьевич. Но Белинский не слушал, все кипятился и кричал.

Я стреляю в студентов серебряными пулями знаний. Если прячут голову, то попадаю в другие части тела. Любо братцы жить! С нашим атаманом не приходится тужить.

Проблема выбора встала перед нами с Ю.Т. Григорченко во весь свой рост. Нам надо для киноэкспедиции два отличных снегохода и отличную камеру, но пока по деньгам мы можем купить или дрянной снегоход + так себе камеру, или дрянную камеру + так себе снегоход.

Появилась возможность проверить -- сбываются ли плохие сны. Сегодня под утро приснилась огромная сумка, наполненная котятами. Я брал их в руки и аккуратно складывал назад, причем котята были похожи, скорее, на щенят. А под котятами находилось несколько больших кусков сырого мяса.

С большим интересом прочитал статьи Льва Пирогова про постинтеллектуализм. При некоторой их мутноватости все равно достаточно четко прорисовываются светлые контуры того, что автор называет "постинтеллектуализмом". Очень понравилась мысль автора о том, что постинтеллектуализм есть то, что позволит литературе вернуться. По-моему, -- это правильное видение, правильная установка. Л.Пирогов постинтеллектуализм связывает с освобождением из тисков "профессионализма", "формата", "успешности проекта"; с неконвенциальностью; с фрагментами, кусочками, обрывками, случайными озарениями, инсайтами. Вообще, еще авангард проявлял пристальное внимание к фрагментам, обрывочкам и отрывочкам, а потом такое внимание стал проявлять и постмодернизм. Новизна именно постинтеллектуализма может состоять в том, что он выражает принципиально новую художественную ситуацию, возникающую с появлением Интернета -- в гостевухах, на форумах, где образуется общее поисковое ментальное поле, где спонтанность творческого самовыражения приводит к первородной радости обретенного слова; это искусство поддерживать ситуацию вечно падающей монеты, которая не должна упасть орлом или решкой. Здесь, конечно, нет какого-то магического неприятия бумажного носителя, просто объективно бумажный носитель становится вторичен или даже третичен; главное -- создать живую, светящуюся и брызжущую искрами ситуацию спонтанной творческой радости. Почему постинтеллектуализм? Вот это момент очень важный и интересный. Пирогов видит необходимость противопоставить себя интеллектуалам, которые "используют больше слов, чем нужно, чтобы сказать больше, чем они знают". Однако, сама по себе фигура интеллектуала ничем не грозит живому спонтанному постинтеллектуальному творчеству. Напротив, исчезновение интеллектуального начала в жизни приводит к торжеству мужиченки-матершинника, к повальному гопничеству и быдлизму. Здесь, как мне кажется, предметом постинтеллектуальной критики должен быть ни ум интеллектуала и ни степень его знакомства с мировой культурой, но его ИНДИВИДУАЛИЗМ. Фигура интеллектуала -- это фигура творческого единоличника, буржуа, кичащегося своим поэтическим или философским капиталом и получаюшего с него проценты. Постинтеллектуалист, пишущий на форуме, ведущий колонку, пишет потому, что в кайф, потому что весело и здорово всем вместе перекидываться друг с другом словесными снежками, писать за 30 секунд что-нибудь забавное, не рассчитывая на бронзовый памятник. Здесь авторство и важно и неважно. Здесь совсем другие должны быть критерии оценки такого творчества.


источник: Топос