ПРОСТРАНСТВО И ДУША
Владимир Богомяков

Любое стихотворение - это полная риска авантюра с совершенно не гарантированным результатом, удивительное путешествие, полное испытаний, приключений, чудесных спасений и радостных обретений. Неизведанное пространство разворачивается от "Летают Валькирии, поют смычки" до "Карету такого-то. Разъезд. Конец". Путь далек лежит от бессоницы, Гомера и тугих парусов до моря, что витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью.Небывалые просторы пересекаем мы от слов "Стояла зима. Дул ветер из степи" до слов про звезду Рождества, которая смотрела, как гостья.

Верно и обратное, - любое путешествие есть звучащее в душе стихотворение. Мы пускаемся в путь потому, что нас гнетет нынешнее наше состояние, мы терзаемся собственной ущербностью и неполнотой, нам неприятно смотреть на себя в зеркало, вокруг все не то и все не так, вокруг ничего не происходит, люди движутся по заранее намеченным траекториям и произносят заготовленные заранее фразы. Мы смотрим на звездное небо над нами и звезды все какие-то мелкие и с фальшивинкой, мы смотрим в свою душу, желая полюбоваться нравственным законом в душе, а там одна унылость и больше ничего. Только и остается, что ходить в халате и шлепанцах, шаркать ногами, кашлять и долгими зимними вечерами читать Акунина с Марининой и смотреть телепередачу "Последний герой". И вот мы отправляемся в путешествие, с радостью променяв удобства и безопасное существование на риск и романтику дальних дорог. С героизмом и авантюризмом в душе бросаемся мы в настоящее неосвоенное, необжитое пространство (привычное наше пространство было лишь местом для циркуляции публики). Мы упиваемся негарантированностью всех сторон нашей жизни, ибо, как оказалось, гарантированность была лишь синонимом эфемерности тусклого нашего псевдобытия. Нашу грудь наполняет ветер свободы, мы готовы к любым самым тяжелым испытаниям и испытания не заставят себя долго ждать. Любое путешествие есть антропологический эксперимаент, так как мы уже не вернемся прежними. Мы, прежние, остались там, в покинутом прошлом, в халате и шлепанцах, с Акуниным или Марининой в руке. Мы отправляемся в путь-дорогу, чтобы обрести себя и свою судьбу. В нас крепнет стремление к трансформации: встречая на своем пути семитские, хесситские и краснокожие народности, людей с песьими головами и злых воинов киргиз-кайсацкой орды, мы сами уже не те, кто недавно вышел из дому. Мы продвигаемся все дальше и дальше в пространство и видим, что оно наполнено диковинными символами; во снах являются симметричные фигуры, львы и единороги; и не звезды над нами, но летящие монады, и в нас самих - рой миров, множество безмерных вселенных. Жизнь становится прекрасной и опасной, но, что бы с нами не случилось, нас ждет чудесное спасение.

Путешествовать значит чувствовать пространство, чувствующий пространство уже путешествует в своей душе. Карл Хаусхофер, направленный в начале века германским военным атташе в Японию, пишет о потрясающем чувстве пространства у японцев. "Каждый японец настолько живо переживает и ощущает границы своей империи, что малейшую опасность против этих границ он воспринимает всей своей кожей. Такое состояние народной души - бесценная поддержка руководителям государства. Японец видит свою империю в форме дракона, пересекающего великий океан, и уже в школе он учится именно так рисовать свою родину". О чувстве пространства хорошо писали Ратцель, Петр Савицкий и другие геополитики. Мы живем, под собою не чуя страны. "Русская Империя наша есть географическое единство, что значит: часть известной планеты. И Русская Империя заключает : во-первых - великую, малую, белую и червоную Русь; во-вторых - грузинское, польское, казанское и астраханское царство; в-третьих, она заключает... Но - прочая, прочая, прочая." А что "прочая, прочая, прочая"? Где Сыктывкар, с какой стороны Урала, плохо помним. А за Леной что за земля - то ли уже сразу Япония, то ли пока еще дружественный Китай простирает там свои владения? А Воронеж - это где? А от Екатеринбурга до Москвы сколько верст? Потому и разломали в 1991 году столь легко великое государство, что жили не в реальном пространстве, а то ли в утопических далях, там, где сплошное "прекрасное далеко", сплошное безместие, то ли вообще в каких-то абстракциях, лишенных пространственного измерения ( следовательно, напрочь лишенных и измерения поэтического). Мало что почувствуешь, пролетев самолетом из Владивостока в Москву. Вот если стопом от Владивостока до Москвы, тогда кое что становится понятно.

В один прекрасный момент философия поняла, что с пространством дело обстоит совсем непросто. Демокрит, Эпикур и прочие либерально-демократические греки считали, что пространство есть однородное, неподвижное, пустое вместилище атомов. Понятно, почему Демокрита называли "смеющийся философ". Вовсе не за то, что жил он в городе Абдеры, являвшемся аналогом нынешней Одессы, в городе, где все граждане обращались друг к дружке с шутками, прибаутками и юморесками, что твой Жванецкий. Нет, "смеющимся философом" его прозвали за тезис о том, что в мире нет ничего кроме атомов и пустоты. Пространство - это пустота, как условие движения атомов и, одновременно, его результат. И чего это философы ломали голову над какими-то трансцендентностями, над высшими началами, управляющими миром вещей? Нет ничего кроме атомов и пустоты и быть не может. Действительно, смешно. Такое вот понимание пространства, просуществовавшее до начала нынешнего века, называлось субстанциальным. К началу века складывается более сложное понимание пространства - реляционное: пространство да и время начинают интерпретировать в качестве особых отношений между объектами. Нет самостоятельных пространства и времени, они лишь координаты единого пространственно-временного континуума, начинают говорить о многомерности пространства, о несовпадении пространства осязательного (феноменального) и пространства метафизического, пространства эвклидова и топологического. Ратцель постулирует положение о том, что пространство является не столько вместилищем государства и его сил, сколько самостоятельной силой. Raum - это особое пространство движения, принадлежащее лишь государству. В нем самом заключена сила, энергия и движущее начало. Пространство открывается людям в качестве многослойной, сложно организованной структуры, проявляющей себя в соответствии с особыми законами и правилами. Хайдеггер пишет, что важнейший признак пространства - это простор, а в просторе "таятся особые возможности действия". Свобода появляется из простора: в маленьком государстве мы постоянно упираемся плечом в границу, нам тесно, запросто может начаться клаустрофобия. Образ свободы - "иди куда хочешь". Во времена моей юности нет-нет да и скажет какой-нибудь пьяный гражданин у пивного ларька, с наслаждением всосав кружку холодного жигулевского пива, слегка разбавленного водой из-под крана:

- Эх, Россия! Вольная страна!

Спрашивается: как же она вольная? - Солженицына выслали, Сахарова сослали, огромное количество народа сидит непонятно за что... А вольная потому, что хочешь - на запад поезжай, хочешь - на восток, хочешь на север, а можешь даже на юг, в Сочи, и на всех направлениях покорно будет расстилаться под колесами вагона русская земля. Вот и Бодрийар говорит, что пространство есть не только соотнесенность вещей, но и их действительная свобода.

Почему мне, собственно говоря, столь интересны взаимоотношения пространства и души? Сегодня должна решиться судьба проекта "Пространство и душа". Сейчас 14.00, а решиться она должна ближе к концу рабочего дня. Есть у нас в Тюмени такой Юра Григорченко по прозвищу Грек. И вот год назад он мне и говорит, что хорошо бы, дескать, проехать всю Тюменскую область с севера на юг на снегоходах. Да, соглашаюсь, хорошо бы проехать, хотя еще не понимаю, а что же здесь такого хорошего. И вот прошел год и снова мы с ним говорим про это путешествие на снегоходах. И я понимаю, зачем нужно проехать на них всю Тюменскую область с севера на юг. Кто проезжал всю нашу область вот таким именно образом, чтобы почувствовать ее особое бескрайнее пространство? Уверен, что никто. А ведь это совершенно особая земля. Это и есть та самая "географическая ось истории", тот самый heartland, о котором столько писали геополитики. Проехать Тюменскую область это и значит - проехать всю Россию, т.к. тянется Тюменская область от казахстанских степей до Северного Ледовитого океана. Мы проедем все это огромное пространство и уже не сможем оставаться прежними: душа, которая существовала в нас маленькой точкой, тоже развернет свои бескрайние просторы. И мы увидим, что просторы эти бескрайнее физических. После многих сотен километров движения на север мы овладеем удивительной йогой, когда из внутреннего пространства можно будет уйти в пространство внешнее и - наоборот.

Тут как раз губернские власти устроили конкурс на лучший проект книги, телепередачи, документального фильма. Мы написали проект документального фильма, который может быть снят во время нашего путешествия на снегоходах. Я назвал его "Пространство и душа". Получилось по-газетному, но это даже и лучше - чиновникам такой язык понятнее. Сегодня авторитетная комиссия должна вынести свое решение: победит ли наше душевно-пространственное начинание или победит идея фильма про то, как ужасно с детства курить анашу, или фильма про крепкую сибирскую семью.

16.00. Комиссия все еще заседает. Неужели проект "Пространство и душа" имеет шанс победить?

Сел на саночки - помчался с горы.

Ры-ры-ры-ры. Ры-ры. Ры.

И мчусь на них уже за гранью сознания.

И сам балдею от своего незнания.

19.30. Позвонил Грек. Наш проект победил. Комиссия прониклась важностью перехода души в пространство и пространства в душу. Что ж делать-то? Придется же ехать! А это далеко, холодно - да и едем на север, а там все - 50.

Просто кошмар! Я в растерянности.

Владимир Богомяков


Карл Хаусхофер на студенческом сервере Петразаводского Университета - "Haushofer, Гаусгофер (1869-1946), немецкий политический деятель и ученый, глава германской геополитической школы. Родился 27 августа 1869 в Мюнхене. С 1887 выполнял различные дипломатические поручения в Юго-Восточной Азии, в 1908-1910 - в Японии. Во время 1-й мировой войны был бригадным генералом. В 1921 стал профессором географии Мюнхенского университета, где основал Институт геополитики. Был учителем и другом Рудольфа Гесса, впоследствии познакомившего его с Гитлером.

Хаусхофер являлся основателем и редактором (в 1924-44) журнала "Цайтшрифт фюр геополитик"

О Ратцеле в Большой Советской Энциклопедии - "Ратцель (Ratzel) Фридрих (30.8.1844, Карлсруэ, - 9.8.1904, Аммерланд, близ озера Штарнбергер-Зе), немецкий географ, этнограф, социолог. Профессор Лейпцигского университета (с 1886). Основные труды - о взаимоотношении человека и окружающей природной среды. Р. - один из основателей школы антропогеографии."

Хайдеггер на Exit projekt- "Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе). Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии."

Немного о Бодрийаре на сайте Israel.ru - "Жан Бодрийар, родился в 1929 году. Французский философ и социолог, пречисляемый к ведущим теоретикам эпохи постмодернизма. Ввел в широкий оборот понятия "симулякр" и "гиперреальность"."

Тюменская область на сайте Тюменской администрации - "Тюменская область по занимаемой территории в 1435 тыс. кв. км. занимает первое место в Российской Федерации."


источник: Топос