СВОБОДА
В.БОГОМЯКОВ

    Свобода - один из центральных, спорных философских и богословских вопросов. Свобода - важнейший аспект человеческого существования. У людей в любом обществе есть понятие о свободе. Так называемое индустриальное общество (современный Запад) считает, что свобода имеет в основном юридический и экономический смысл - свобода владеть средствами жизни, распоряжаться своими деятельными силами в своих интересах. В родоплеменном обществе быть свободным значитпринадлежать роду, определенному племени, быть "своим". Учение о свободе - важнейший момент в учении Православной Церкви. (С точки зрения протестантского миропонимания после грехопадения человек утратил образ Божий. Свобода - важнейшая составляющая образа Божия. Значит человек не может не грешить, он не свободен. Но получается абсурд - значит человек и ответственности не несет за свои действия. То есть свобода предполагает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Человек не робот. За действия робота несет ответственность тот, кто им управляет. Человек же сам ответственен за свои поступки, ибо обладает волей.)
    Православная Церковь настаивает на том, что человек ИМЕЕТ ОБРАЗ БОЖИЙ, в котором учители Церкви особо выделяют СВОБОДУ, так как без нее нет личности, нет любви, нет Спасения, нет достижения Богоподобия в процессе теозиса (или обожения).
    Свободен Бог. Свободен человек. Но, конечно, существуеет пропасть между этими двумя свободами. Богу возможно все. Его не определяет ничто извне. Человеку Богом даны определенные условия существования, пространственно-временные координаты, он "вписан" в космос и космические силы влияют на него извне и изнутри. Но:
А) Свобода человека - это все-таки свобода, то есть человек может делать выбор, может решать. (Как удивительно сказал В.Н.Лосский в "Догматическом богословии": "Бог - просящий подаяния любви нищий, ждущий у дверей души и никогда не дерзающий их взломать. То есть Бог бессилен перед человеческой свободой, так как она исходит от Его всемогущества.

источник:
Сибирская православная газета