ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К СОКРОВЕННОМУ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В.БОГОМЯКОВ

    В святоотеческой литературе и русской религиозной философии понятие "сокровенное" рассматривается в качестве трансценденталии, выражающей важнейший принцип человеческого бытия. Сокровенное как принцип бытия человека выступает в качестве животворной незримости, с которой человек находится в диалогических, синергийных взаимоотношениях, основанных на экзистенциальной позиции Любви. ( Отсутствие же такой позиции ведет к скрытости как установке имманентизма, исходящей из тождественности человека и Абсолюта). Сокровенное обнаруживается в процессе осознания - установления - преодоления границ, посредством которых строится диалог с Богом и людьми, возникает осознание всего многообразия мира. Человек всегда пребывает в той или иной ситуации - определенной смысловой действительности, пролагающей границы и открывающей возможности. Сокровенное неразрывно связано с откровенным и Откровением: мир для человека сокровенно-откровенен. Сокровенное в жизни человека имеет различные разновидности, поскольку есть границы абсолютно непреодолимые, границы, преодолимые лишь на пути духовного возрастания, и, наконец, границы, преодолимые в принципе, но табуированные, обусловленные требованиями благочестия.
    Попытаемся проанализировать отношение к сокровенному, складывающееся в культуре. По нашему мнению, такое отношение, существующее в любом обществе можно свести к трем основным мировоззренческим позициям: отрицание сокровенного, ирония, благоговение. Отрицание сокровенного может иметь самый общий характер отказа человека от Святыни и Тайны, от Божественно-непостижимого и рассмотрения себя в качестве полновластного хозяина бытия. Можно, признавая сокровенное, стоять при этом на позициях деизма и считать, что сокровенное есть совершенно внешняя по отношению к тебе сила, (такая позиция делает невозможным путь теозиса).
И, наконец, отрицание сокровенного может проявиться в том, что человек недостаточно хранит сокровенное в себе и окружающем, что приводит к личностной деградации и утрате внутренней целостности.
    Иронию можно интерпретировать в качестве более высокого и сложного отношения к сокровенному. Ирония подходит к сокровенному с точки зрения антиномичности. Она не может спокойно принять эту антиномичность, покорительно-освоительная ориентация заставляет сознание беспрестанно двигаться от одного полюса антиномического противоречия к другому, что делает сознание "мерцающим". Ф.Шлегель высказывает мысль о том, что в антиномическом противоречии ирония пересылает нас в поисках истины туда и обратно, не дозволяя остановиться на чем-нибудь одном-единственном. Погружаясь в "мерцающее сознание", человек упивается нелепостью здравого смысла и логики, впадает в неразрешимое противоречие свободы и судьбы и т.п. В ироническом метании от одной составляющей антиномии к другой всегда есть трагичность, и при манифестировании триумфа воображения над действительностью внутреннее осознание того, что триумф-то дутый. (Весьма существенным представляется различение понятий "юмор" и "ирония": если юмор раскрывает серьезность и значительность того, что кажется смешным, ирония, напротив, за видимой серьезностью обнаруживает ничтожное и смешное). Наиболее адекватным отношением к сокровенному является благоговение. Понятие "благоговение" неразрывно связано с понятием "благодать", которым в христианской философии называют спасительное воздействие на людей Святого Духа. Весьма близким к рассматриваемому оказывается понятие "благочестия", обозначающее путь утверждения человеческой бытийности в Боге.
    Благоговение - это достоинство человека перед сокровенным, предполагающее не "знание о Боге", но "знание Бога" (А.А.Козлов, В.В.Зеньковский), то есть светоносную силу, создающую первичное Богосознание, неотделимое ни от чего, происходящего в душе. В благоговении всегда наличествуют доверие и верность, и их утрата означает вступление в "мир ноуменально преданности". В гносеологическом плане благоговение близко тому, что Николай Кузанский определял как "знающее незнание". Святоотеческая традиция показывает, что человек имеет особое право - дерзновение на взаимодействие с сокровенным. Поррисиа как атрибут достоинства и свободы есть высшее дерзновение, но и высшее проявление благоговения. Утрата благоговения в западно-европейской культуре есть следствие утвердившегося в Новое Время картезианского понимания природы как чуждого человеку безличного феномена, с одной стороны, и полного принижения образа человека, с другой стороны

источник:
Сибирская православная газета