ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА
(избранное из нижеозначенного избранного)


БОГА 28 мая, 2001 - 21:43:
ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА.

Кто такой пограничник нам не понять, если мы не поймем, что такое граница - за ней наблюдают глаза в бинокль ( и не в бинокль). Альбин в своем "Учебнике платоновской философии" пишет, что единое без частей лищено границы, являющееся же фигурой всегда ограниченно. О едином без частей грезит аналитика, исходящая из непрерывности и тяготеющая к редукционистским схемам. Из "фигурности" всего на белом свете исходит, например,аритмология, - в конце прошлого века Московская философско-математическая школа от теории прерывных функций пришла к аритмологическому пониманию реальности, где идея плюральности выступает как разграниченность, прерывность, "зернистость". Аритмология необыкновенно чутка к горизонтам, граням, переходам, скачкам...

Одним из важных понятий античной философии было понятие "перас", то есть край, конец, предел. Античные люди, несомненно, что-нибудь да поняли бы в Высотском :" хоть немного еще постою на краю-ю-ю..." Шеллинг пишет, что все многообразие мира возникает только благодаря различным границам, внутри которых действует положительное. Шеллинг идет дальше, утверждая, что сознание есть полагание предела : быть осознанным и ограниченным суть одно и то же. В трансцендентальном идеализме Фихте сознание возникает одновременно с осознанием границы. Сознание не знает самое себя до тех пор, пока не столкнулось с преградой, пока его лучи не отразились от некой "поверхности".Так что быть бы нам безмысленными скотами, если бы нас в процессе шествования вперед не остановили внутренний Карацупа с внутренним Мухтаром. Вот говорят со-знание значит совместное знание. С кем? С Богом и людьми. С какими людьми? Главным образом с пограничниками.

Экзистенциализм уделил большое внимание так называемым "пограничным состояниям". Современная геополитика неожиданно дополняет наше понимание границ и пограничности концепцией границы-полосы, отличающейся от границы-линии : если линия является жестким пределом, то полоса - это пространство, которое может быть сколь угодно большим и даже стремиться к бесконечности. На ней (на нейтральной полосе), как поет тот же Высоцкий, "цветы необычайной красоты". В современной философии мы находим рассуждения о так называемых"людях предела", "людях границы", о лиминальности (В.Тернер), однако, по сути делаю. человек границы - это каждый человек.

Попью чайку и, с вашего позволенья, продолжу. А то во рту что-то пересохло.


БОГА 28 мая, 2001 - 22:49:
ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА.

Догмат - это "орос", то есть предел, рубеж, граница. Здесь же следует упомянуть семитское слово "кодеш", к которому восходит идея святости. Слово это означает " отрезать", "отсекать", "отделять" ( от мирского). Предел до которого доходит богословствующий ум - Тайна Троицы, Бога абсолютно единого по природе и абсолютно троичного в лицах.Дальше этой границы не пускают уже абсолютные пограничники - здесь преграждают нам путь абсолютный Карацупа и абсолютный Мухтар. Христианское богословие говорит о процессе кенозиса, когда Неограниченный неизреченно себя ограничивает. Халкидонский догмат, говорит о Божественном и человеческом во Христе, которые пограничны, ибо существуют "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Библейское обозначение греха как "хет" и "амартия" (т.е. непопадение в цель)приводит к пониманию некоего онтологического русла в котором должна промчаться жизнь человеческая, не выплескиваясь за границы, проложенные Божественными идеями-волениями.

По А.Ф. Лосеву, категория "граница" есть фундаментальная категория, по важности следующая после категорий "бытие" и "становление". Очевидно, что существует Абсолютная Граница, от которой берут начало все остальные относительные границы. Абсолютная Граница есть, в то же самое время совершенное ее отсутствие. И эту удивительную двойственность несут в себе все относительные границы, проходящие везде и нигде. Поэтому любое становление есть безграничное достигание границы и всегдашняя невозможность ее определенно достигнуть...

Сокровенное обретается в процессе осознания-установления-преодоления границ. Бессокровенное значит "беспредельное", "безграничное". В себе самом человек обнаруживает некую инстанцию, которая всегда есть большее, чем он сам в определенный момент времени.( Нахождение себя в качестве Другого, видение самодистанции и самограницы может быть делом очень и очень непростым, т.к. мнимое тождество человека с самим собой может кристаллизироваться, но при этом совершенно не выражать истинного человека).Нахождение границы внутри себя часто требует освобождения от уз социального "Я", которое, пользуясь гегелевской терминологией, можно назвать"для-себя-бытие", то есть ставшее определенностью и зависящее лишь от себя. патристика говорит о том, что в человеке непостижимым образом сосуществуют два бытийных горизонта: а)человек как таковой и б)образ Божий в человеке.эти два горизонта всегда разграничены и не сливаются друг с другом. Их взаимоотношения и есть источник внутренней самосокровенности. Образ Божий во мне есть нечто мне принадлежащее и не принадлежащее. Я не могу управлять образом Боджьим, как своей рукой, так как встречу лишь ускользание. лишь мерцающие огоньки бренных элементов.

Беспредельное (такое во всем гладкое, что хочется назвать его "беспердельное"), безграничное являют себя в качестве пафоса слитности, условно говоря "линии Спинозы" - слитного недифференцированного единства, частичками которого все мы якобы являемся. Такая экзистенциальная позиция может быть уподоблена простому молчанию и покорному принятию чужих смыслов (есть в ней нечто покорно-вагинальное). К такой позиции могут вести различные концепции монмзма, полагающие действительность единой и в основном своем качестве однообразной. Зачарованность монолитным сплошным единством, безличностная и безлюбовная недифференцированность, характерная для религиозно-философских учений Востока, нашла свое выражение в учении буддизма, обращение к которому есть неприменный атрибут многихоккультных доктрин....

И вновь попью чаю...


БОГА 28 мая, 2001 - 23:54:
ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА.

Итак, человек обнаруживает границы между собой и Богом, внутри себя самого, между собой и людьми. Революционная мысль мечтала растворить человека в коллективе или в мятежной толпе. В.Бехтерев в "Коллективной рефлексологии" писал о преодолении границ индивидуума в толпе, которая в то же время является идеальным медиумом для передачи тех или иных внушений. Горький в романе "Исповедь", програмном для периода богостроительства говорит о всеобщем слиянии ради великого дела. (Об этом прочитал я в статье Е Бобринской, и сам роман читал, но было это очень давно и я уже и забыл о его существовании...).

Короче говоря, сбился я с мысли, да тут еще меня упрекают за религиозность. Поэтому лучше буду про •••у, он как-то всем будет понятнее...


БОГА 30 мая, 2001 - 05:27:
ЕЩЕ К ДНЮ ПОГРАНИЧНИКА.

Осознание-установление-преодоление границ может стать опытом первичной бытийной ориентации, предполагающим синергийное диалогическое отношение к Богу, людям и природе. Есть предельность, приводящая человека к абсолютному и сокровенному. В поэзии всегда мы обнаруживаем удивительное многообразие границ, трансцендирований и пограничных ситуаций.Поэтическое движение в определенных границах и через определенные границы хочется назвать словом "такт". Такт проявляется в качестве поэтической экономности, которая одна способна удержать затихающее и ускальзающее слово. Поэзия как разграничение, отсечение, отбрасывание ненужного позволяет проявиться каждому слову, явить пролноту своего содержания и свое семантическое притяжение. Иногда употребляют понятие "рамка" для обозначения момента определенной автономно-созерцательной отрешенности, замкнутости художественного произведения внутри своих границ. Вкус, такт и мера, которые есть у поэта, возвращают человеку изначально присущую ему способность называния : вещи мира-антропосферы настроены на человека и желают быть названы. Из напряженности словесного поля , звуковой и смысловой энергии сталкивающихся и меняющихся слов строится целое.Антириторика настораживает нас, привыкших к языковым нормам, т.к. здесь каждое слово означает, по сути дела, нечто иное, чем то, что оно обычно для нас значит. Но эта антириторика, когда каждое слово словно бы возвращается к самому себе, выполняет функцию пограничника, т.к. не дает речи выскочить из границ поэзии (лишь только она выскочит, то сразу мутирует в риторическую прозу).Но если уж слова сильно просятся, то им дают визу и они пересекают границу поэзии. Они долго скитаются по просторам риторической прозы, грустные и горбатые, просятся назад и возвращенцев, как правило, принимает назад родина-поэзия. Вот поезд приближается к границе, вот видны уже зеленые фуражки пограничников и важно стоящие рядом мухтарчики, а впереди - поэзия без конца и без края. Это то пространство, где язык дистанцируеися от непосредственно воспринимаемых вещей и схватывает всеобщее содержание смысла слов. Но это всеобщее значение необычно, необычайно и поэзия, поэтому,есть вхождение в непривычное. Привычка запрещена на родине-поэзии, привычка осталась за морем.По просторам родины-поэзии бродят прекрасные неясности : когда-то воспринятый образ дельфина постоянно всплывает в сознании ( сначала непонятно почему), он исполнен какого-то неясного смысла и значения, действие этого образа постоянно, оно не прекращается, пока наконец не приходит молниеносное прозрение : душа подобна этому дельфину, погружающемуся в пучины психо-материального царства.

Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.

Есть тоталитарные страны - Бесконечный Поток Сообщаемого и Речевое Ожидание. Слова и мыслеформы стремятся вырваться оттуда на просторы матушки-поэзии.Но убежать за границы этих тоталитарных держав очень нелегко. Требуется бытийное усилие. Но это должно быть мягкое усилие, плавное движение и тонкое действие. "Тонкий крест и тайный путь".


БОГА 31 мая, 2001 - 22:11:
К ДНЮ ПОГРАНИЧНИКА.

Иногда чувствование границ становится для поэта осторожностью. Осмотрительная осторожность поэта оформляется в стратегию избегания границ. Граница здесь воспринимается, очевидно, как проявление вульгарной однозначности. Или же у поэта может быть стремление размыть границу. поскольку при этом размывании нам, согласно интуиции поэта, может открыться некая софийная слитность, где неразличимы слово и музыка, человек и природа, человек и человек.
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово.
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
.................

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита.
И слово в музыку вернись,
И серлце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито.

Интуиция поэта содержательно не развернута, и нам остается лишь гадать : есть ли эта "первооснова жизни" однородно-гомогенная масса, куда нам предлагается влиться, или же речь идет, скорее, о призыве по новому осознать наши границы, что совершенно небывало явит всю топографию отдельного и всеобщего, человеческого и природного, моего и твоего.


Бакулин 30 мая, 2001 - 09:09:

Граница тела моего означена туманом,
Объемлющим объемлемое, но непостоянна
Граница тела в области дыханья.
И горло силится словами запереть се колебанья.
Часть большая из нашей жизни - невидимка.
И даже искаженное лицо не говорит нам о причине
Ни ярости, ни смеха, ни любви. Незрима
Невидимая мысль - основа бытия,
И сказанное "он", да будет понимаемо как "я".
Так вкус еды подобен голоду в сей грубой плоти,
Так запах женщины подобен жажде, но уходит
Как вот исчезла птица, утонувшая в тумане,
Где спрятала в желудок рыбий глаз,
В котором побывала , как в капкане,
Охотясь на себя как раз
В ином пространстве, с рыбой спутав
Свое же отражение как будто.
Вот окунь, он - как крыса, ерш - как мышь.
Вот голубь, он - как крыса, воробей - как мышь:
Невидимая жизнь воды, фундаментов и крыш,
Что исчезает, если тонешь иль горишь.
Вот мыши, те как кровь в задохнутой земле
По венам нор поршнями тел толкают
Сырой туман, в котором сохраняют
Птиц, утонувших в рыбьей чешуе
Тумана. Подчинись же ветру, подчинись волне,
Как в отраженьях что-то исчезает,
Как принцип рыб - не быть в одной воде.
И жив, кто, слившись, замолкает,
Чтоб быть иным. Как в чае мельхиор
Перестает быть "господином света".
Как сахар в чае не дает глазам ответа,
Но чувствует язык, запертый на запор.
Как нет небес для птиц, как нет воды для рыбы,
Как нету темноты для красных глаз мышей,
Так смертию живи и думай о могиле
Помимо слов. Налей.


источник:
Мирослав Немиров. Все о поэзии (гостбуха)