О ПОЛЬЗЕ КАТИХИЗИСОВ
В.БОГОМЯКОВ

    Очень часто продавцы православной литературы слышат вопросы о том, что такое катихизисы и зачем они нужны. Постараемся кратко на эти вопросы ответить.
    Катихизис в переводе с греческого означает поучение, наставление. В ранней истории Христианства так называли не книгу, а особую деятельность "оглашения словом Истины". Вступление в Церковь допускалось после такого оглашения, во-первых, "правила веры", во-вторых, "правила Истины", то есть Символа Веры. Постепенно сложился катихизис в форме книги, которая в сжатом виде объемлет догматику и мораль Христианства. Это все самое важное, что православный христианин должен знать о своей вере. Это тот минимум духовных знаний, которого Церковь ищет от своих чад.
    Памятниками катихизации древней Церкви служат катихизические поучения Кирилла, епископа Иерусалимского (IV век) и "Огласительное слово" Григория Нисского. В XVII веке был написан русский Большой Катихизис. Его автор, Лаврентий Зизаний Тустановский, ученый-богослов, писал его под духовным руководством митрополита Филарета. Книга эта появилась по насущным потребностям борьбы с проникающими на Русь католицизмом и протестантизмом, с множеством появившихся к тому времени ложных и извращенных учений. Впрочем труд этот был признан не вполне удачным. В XVII же веке появляется "Православное исповедание" Петра Могилы, многими иерархами оцененное, как катихизис, во всем согласный с догматами Христовой Церкви и священными канонами. Причиной этого издания было желание систематического изложения основ православной веры и апологетика ее от нападок еретиков - католиков и протестантов, пытавшихся всеми силами насадить на русской земле вполне вредоносные идеи. Далее в исторической последовательности появились Малый Катихизис или "Собрания краткие науки об артикулах веры", катихизис Феофана Прокоповича, катихизис митрополита Платона, катихизис священника Беликова, катихизис отца Владимира Геттэ и, возможно, еще какие-то издания нам неизвестные, пока в XIX веке не вышел замечательный Пространный Христианский Катихизис митрополита Филарета (Дроздова). Разумеется, разница между всеми этими катихизисами не содержательная и смысловая, а в форме и стиле изложения. В настоящее время широкое распостранение имеет также катихизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского).
    Катихизис необходим для изучения новоначальными основ веры: оглашенные (катехумены) находят в нем развернутое толкование Символа Веры. Крещенные православные христиане, желающие возрастать духовно, взращивая свою веру (чтобы не росла подобно сорной траве), глубоко ее продумывая, обращаются к катихизису, чтобы всегда видеть четкие ориентиры в своем духовном пути, ощущать под ногами твердую почву. В наше время, когда на православную веру нападают со всех сторон, пытаясь "размыть" ее чуждыми еее духу новообразованиями и вкраплениями инославных идей и мыслей, особенно важно ясно и отчетливо понимать во что же мы верим, в чем (а точнее - в Ком) наше Спасение.

источник:
Сибирская православная газета